Р. Вагнер «Лоэнгрин»Опера в трех действиях Музыкальный руководитель Ян Латам-КёнигДирижеры: Ян Латам-Кёниг, Валерий Крицков, Евгений СамойловРежиссер Каспер ХольтенАссистент режиссера Метте ХедегаардСценография и костюмы Штеффен АарфингХудожник по свету Еспер КонсхауГлавный хормейстер-постановщик Наталья ПоповичХормейстер Юлия СенюковаИсполняется на немецком языке с русскими субтитрами Продолжительность спектакля 3 часа 40 минут (с двумя антрактами) Премьера состоялась 28 февраля 2008 г. Рекомендовано детям старше 12 лет | «Представление «Лоэнгрина» на сцене Новой Оперы подтвердило актуальность и психологическую конгруэнтность (согласованность) режиссерского прочтения первоисточнику, изумительную проработанность материала струнными и деревянными духовыми группами оркестра, отдельными выдающимися вокальными и актерскими работами солистов и фантастической работой хора». Портал ClassicalMusicNews.ru 2 октября 2014 «В 2008 году Хольтен поставил вагнеровского «Лоэнгрина» на сцене Новой Оперы в Москве, и до сих пор этот спектакль остаётся лучшей вагнеровской постановкой, которую можно увидеть и услышать в столице». OperaNews 29 декабря 2014 «Сам факт постановки вагнеровского «Лоэнгрина» в Новой опере несет в себе заряд сенсационности: Вагнер — редкий гость на московской оперной сцене. Приглашение в качестве режиссера далеко не консервативного 34-летнего датчанина Каспера Хольтена на эту постановку обещало что-то уж и вовсе необыкновенное. И ожидания вполне оправдались.Монументально-архитектурная сценография Штеффена Аарфинга в сочетании с его же костюмами и «говорящим» светом Еспера Консхау создают фантастический мир условно атрибутируемой «средневековости». Земля ли это? Или параллельный мир? Зато Лоэнгрин — абсолютно внятен: он — наш современник, политик, удачливый бизнесмен… При этом он отнюдь не обременен рефлексией и всевозможными табу, как персонажи романа Стругацких «Трудно быть богом». Напротив, он пришел в прошлое, чтобы обстряпать свои дела. …И все-таки главная заслуга спектакля — в том, что музыка в нем правит бал». «Московский комсомолец» 4 марта 2008 г. «Датчане-постановщики во главе с режиссером Каспером Хольтеном выдали не худший образец европейского стиля, сыграв на том, что у Вагнера Лоэнгрин — посланец иного мира. Все в шкурах и латах, а Лоэнгрин — в пиджаке и с часами на руке, он делает предвыборные жесты и вообще подлец. У Вагнера герой — небесный рыцарь чистой воды, а земная Эльза ему не сумела всецело поверить. Режиссер встает на сторону Эльзы: действительно, как верить пришельцу, не желающему назвать даже своего имени. Снижение оригинала дает режиссеру возможность выразить себя, вставляя гэги поперек либретто и музыки, причем часть публики именно это и забавляет». «Ведомости» 6 марта 2008 г. №41 (2063) «Хольтен просто вывернул вагнеровский миф наизнанку. Лоэнгрин действительно приходит из другого мира, но это мир антиутопии. И противостояние его с Ортрудой и Тельрамундом — отнюдь не схватка добра со злом, а просто борьба за власть. Только и всего.А как же музыка? Ведь в ней, казалось бы, очень ясно прописано, где добро, а где зло. Но Хольтен недаром (о чем говорили на пресс-конференции) знает наизусть каждый такт партитуры. Он умеет сделать музыку своей союзницей. И «тема Грааля» в спектакле соотносится, скорее, с тем рыцарем, что является Эльзе в грезах. А этот мистер Лоэнгрин ее просто легко присваивает. Не случайно, кстати, в момент его появления у Эльзы завязаны глаза. Повязку позже снимает сам Лоэнгрин, и Эльза поначалу отпрянет: слишком разительно несоответствие. Но ведь, в конце концов он спас ей жизнь, и Эльза пытается убедить себя, что это и есть герой ее мечты. И спектакль в итоге оказывается о том, к чему приводит самообман, когда желаемое выдается за действительное. Эльза здесь — единственный субъект драмы, драмы утраченных иллюзий». «Культура» 13–19 марта 2008г., № 10 «Хорош ли спектакль? До невероятности! Оркестр, ведомый на премьере Яном Латамом-Кёнигом, играл так, будто поставил целью восполнить эмоциональную пустоту «пятилеток без Вагнера». Музыка вообще не нуждается в оправдании. Солисты «Новой» Наталья Креслина (Эльза), Анджей Белецкий (фон Тельрамунд), Елена Поповская (Ортруда, жена Фридриха) восхитительны без малейшего к ним пристрастия. Не только вокально, но и артистически умело и твёрдо ведут «названные лица» свои роли. Правда, рисунок их партий прочерчен режиссёром умело и — главное! — оправданно». «Литературная газета» 12 марта 2008 г. «Энергичный и собранный, не нуждающийся в лишних жестах Латам-Кёниг точно собирает спектакль в целое: оркестр может звучать то прозрачно, то громоподобно, но певцы всегда находятся с ним в балансе. Умело выстроенные камерные сцены сменяются развитыми хорами и грандиозными сценами ритуалов, в которых мощная духовая «банда» потрясает трубными звуками весь театр». «Ведомости» 6 марта 2008 г. |