Наш театр. Один из самых молодых музыкальных театров страны, ровесник Новой России, Московский театр Новая Опера основан в 1991 году по инициативе выдающегося русского дирижера Евгения Колобова (1946–2003) и Премьера Правительства Москвы (впоследствии — Мэра Москвы; 1992–2010) Юрия Лужкова. В пору возникновения театра Евгению Колобову было 45, за его плечами была служба в нескольких крупнейших театрах СССР, художественное руководство в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Почти полтора десятилетия Новая Опера оставалась ярким авторским и, более того, дирижерским театром. Творческие принципы Колобова, его бескомпромиссность в искусстве, созданная им команда единомышленников принесли театру любовь зрителей. Важнейшие и часто пересекавшиеся репертуарные линии — с одной стороны, открытие неизвестных страниц классического наследия (впервые в России поставлены оперы «Мария Стюарт» Г. Доницетти, «Валли» А. Каталани, «Двое Фоскари» Дж. Верди, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского в первой авторской редакции, «Гамлет» А. Тома); с другой — авторские версии популярных оперных шедевров («Травиата» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского). Кончина Е.В. Колобова поставила перед театром необходимость перемен. Большую роль в этот ключевой момент сыграли Наталья Попович (главный хормейстер в 1991–2017), дирижеры Феликс Коробов (главный дирижер в 2004–2006), Эри Клас (главный дирижер в 2006–2011), Ян Латам-Кёниг (главный дирижер с 2011 по 2018, главный приглашенный дирижер с 2019 года). | Репертуар Новой Оперы сегодня складывается из нескольких линий: русская и западная классика, оригинальные спектакли-дивертисменты, а также опера XX–XXI веков. Последняя линия приобретает все большее значение, так что само название театра наполняется новым смыслом. Миссией театра остается просветительство. В последние годы впервые в России поставлена опера «Каприччио» Р. Штрауса, впервые в Москве — «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, «Пассажирка» М.С. Вайнберга. Еще одна опера Р. Штрауса — «Саломея» — появилась на московской сцене впервые за 90 лет. Состоялись мировые премьеры проектов, созданных по заказу театра, — оперы «Школа жен» В.И. Мартынова, диптиха DIDO (в него вошли оперы «Дидона и Эней» Г. Пёрселла и Пролог М. Наймана), «Щелкунчик. Опера» по балету П.И. Чайковского. Также прошли премьеры опер «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Ромео и Джульетта» и «Фауст» Ш. Гуно, «Богема» Дж. Пуччини, «Маддалена» С.С. Прокофьева, «Игроки» Д.Д. Шостаковича, «Пряничный домик, или Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти. Новую жизнь обретает заложенная Е.В. Колобовым и восстановленная в 2013 году традиция концертов и театрализованных спектаклей в Зеркальном фойе. Театр проводит международные музыкальные фестивали, среди которых — Крещенский фестиваль в Новой Опере (до 2012 года — Крещенская неделя в Новой Опере), фестиваль камерной музыки «Вокальные перекрестки»; а также тематические проекты: Международный фестиваль «Два мастера — два мира» к 200-летию со дня рождения Р. Вагнера и Дж. Верди, фестиваль хоровой музыки «Иное». В 2003 году указом Президента РФ основатель театра Евгений Колобов (посмертно), председатель художественно-творческой коллегии (2003–2013) и главный хормейстер театра Наталья Попович, директор театра (2003–2012) Сергей Лысенко были удостоены Государственной премии РФ за создание театра Новая Опера. В 2006 году театру присвоено имя его основателя Евгения Колобова. Театр Новая Опера имени Е.В. Колобова расположен в историческом центре Москвы, в живописном саду «Эрмитаж». Далекий прообраз Нового здания театра — летний Зеркальный театр архитектора А.Н. Новикова (1910 год). Ныне здание Новой Оперы — неотъемлемый элемент архитектурного облика Москвы.
|