| ДВА МАСТЕРА — ДВА МИРА. С 25 октября по 10 ноября в театре Новая Опера пройдет Международный фестиваль «Два мастера — два мира», посвященный 200-летию со дня рождения Р. Вагнера и Дж. Верди. История музыки подарила нам несколько замечательных совпадений. В одном и том же 1685 году родились Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель, в 1810-м — Роберт Шуман и Фридерик Шопен, а в 1813-м появились на свет Рихард Вагнер (1813–1883) и Джузеппе Верди (1813–1901). Вагнер и Верди — не только два мастера, оказавшие огромное влияние на судьбу оперного жанра, но и два мира, два взгляда из одной эпохи, два пути развития музыкального театра. Эти пути начались в середине XVIII века в одной точке — музыкальных драмах Глюка; они продолжились в творчестве Моцарта, а затем не только в немецких и итальянских операх XIX века, но и в симфонических произведениях этого периода (музыке Бетховена, Листа, Берлиоза). Верди обновил оперный канон изнутри; соединив все лучшее, что дали миру музыкальный и драматический театр, он поставил во главу угла певца-актера, наделив его не просто абстрактным музыкальным материалом, но и ролью, образом. Путь Вагнера лежал еще дальше — к выходу за пределы оперного канона, к Gesamtkunstwerk (букв. «совокупное произведение искусств»), к новой гармонии, создающей новую действительность. В отличие от социальных и политических переворотов XIX века, художественная революция Вагнера увенчалась успехом: он построил (в прямом и переносном смыслах) собственный театр, создал мир, необъятный и неисчерпаемый, как Вселенная. При всех различиях образа театра Вагнера и Верди, их объединяет господство драматического и особый, режиссерский взгляд автора на произведение; в этом смысле и Вагнер, и Верди, пожалуй, принадлежат более XX и даже XXI, чем XIX столетию. Главная идея фестиваля во многом выражена в его названии; оно апеллирует к известной книге музыковеда Ганса Галя («Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера — три мира»). Театр представляет публике сравнительно небольшие, но емкие «портреты» композиторов. Вердиевская часть фестиваля — оперы «Риголетто» и «Трубадур», а также гала-концерт «Viva Verdi!». Вагнеровская часть — «Лоэнгрин» и «Тристан и Изольда». Две генеральные линии соединяются в заключительном концерте, в программе которого — вокальные и симфонические фрагменты опер Вагнера и Верди. Программу дополняют два вечера камерной музыки в Зеркальном фойе театра. Большинство постановок осуществлены в последние годы. В фестивале участвует целое созвездие приглашенных артистов, а также солисты, хор и оркестр театра Новая Опера. Михаил Сегельман | В Зеркальном фойе Концерт в двух отделениях Дж. Верди Опера в трех действиях Гала-концерт в двух отделениях Дж. Верди Опера в двух действиях Р. Вагнер Опера в трех действиях В Зеркальном фойе Концерт в двух отделениях Р. Вагнер Музыкальная драма в трех действиях премьера Концерт в двух отделениях |