Одна из вершин мирового оперного театра, удивительное по глубине и силе исследование психологического мира человека, опера П.И.
Чайковского
«Пиковая дама» (1890) создана по повести А.С.
Пушкина (1833); при этом изменены некоторые детали сюжета, но главное, расставлены иные акценты. Их смысл и цель
— обострить романтические конфликты «человек
— судьба», «жизнь
— смерть», «любовь
— игра». Формально автором либретто значится брат композитора, Модест Ильич Чайковский, однако невидимым «режиссером» был именно Пётр Ильич, обладавший выдающимся литературным талантом и драматическим чутьём.
Главная тема спектакля в сценической версии режиссера Юрия Александрова — трагедия героев, неразрывно связанная с трагедией страны. Судьба трех главных персонажей, Германа, Лизы и Графини, прослеживается в исторических обстоятельствах последнего столетия. Четвертый, невидимый герой — царская семья; ее гибель стала одним из прологов драмы России. Спектакль посвящен 400-летию Дома Романовых.
Для режиссеров разность концепций Пушкина и братьев Чайковских была и остается источником вдохновения, поводом к поиску новых решений. В отличие от известных пушкинизированных версий (Всеволода Мейерхольда, Юрия Любимова, Льва Додина), принципиальной установкой Юрия Александрова стало сохранение как музыкального текста П.И. Чайковского, так и самой логики действия, последования картин.
«Для меня “Пиковая дама” — особый спектакль. Его первый эскиз появился в 2000 году как послесловие к XX веку. Меня всегда волновало, что Петр Ильич много плакал, когда писал эту оперу. И его слезы — это и мои слезы. Большинство сцен навеяны болью моей семьи, моего города, моей страны. “Пиковая дама” — это моя боль».
Юрий Александров