Р. Штраус
«Саломея»

Музыкальная драма в одном действии
Музыкальный руководитель и дирижер Ян Латам-Кёниг
Режиссер Екатерина Одегова
Сценография и костюмы Этель Иошпа
Свет Сергей Скорнецкий
Консультант по драматургии Михаил Мугинштейн
Исполняется на немецком языке с русскими субтитрами
Продолжительность спектакля 1 час 40 минут (без антракта)
Премьера состоялась 14 сентября 2015 г.
Рекомендовано детям старше 16 лет
Этель Иошпа  лауреат премии «Золотая Маска» в номинации «Работа художника в музыкальном театре» за оформление спектакля «Саломея» в сезоне 2015/2016
В 1903 году в Берлине ком­по­зи­тор Рихард Штраус уви­дел скан­даль­но извест­ную пье­су Оскара Уайль­да «Саломея», и у него немед­лен­но роди­лась идея опе­ры. Компо­зи­то­ра вдох­но­ви­ли сама биб­лей­ская исто­рия, заво­ра­жи­ва­ю­щая экзо­ти­ка Восто­ка, зной­ная чув­ствен­ность, остро­та дра­ма­ти­че­ско­го кон­флик­та и, конеч­но, образ глав­ной геро­и­ни  иудей­ской прин­цес­сы Саломеи. Испыты­ва­ю­щая вле­че­ние к Иокана­а­ну (Иоанну Крести­те­лю), она испол­ня­ет пол­ный исступ­ле­ния танец «Семи покры­вал», за кото­рый тре­бу­ет у царя Ирода при­не­сти ей на блю­де отруб­лен­ную голо­ву про­ро­ка, чтобы поце­ло­вать ее. Парти­ту­ра «Саломеи» напи­са­на с пора­зи­тель­ным мастер­ством: гигант­ский оркестр пере­да­ет тон­чай­шие душев­ные пере­жи­ва­ния геро­и­ни  от вос­хи­ще­ния до отвра­ще­ния, от жаж­ды жиз­ни до мра­ка смерти.
 

Премье­ра «Саломеи» в Дрездене в 1905 году ста­ла насто­я­щей сен­са­ци­ей, а сама опе­ра  апо­фе­о­зом музы­каль­но­го модер­на. Вместе с «Пелле­а­сом и Мелизан­дой» Клода Дебюс­си (1902) и «Электрой» (еще одна опе­ра Р. Штрау­са,  1909) она откры­ла новую худо­же­ствен­ную эпо­ху. «Саломея»  совер­шен­но гени­аль­ное про­из­ве­де­ние, кото­рое, несо­мнен­но, отно­сит­ся к чис­лу самых зна­чи­тель­ных из создан­ных в наши дни»,  писал совре­мен­ник и друг ком­по­зи­то­ра, вели­кий ком­по­зи­тор и дири­жер Густав Малер.

 

Режис­сер-поста­нов­щик Екате­ри­на Одегова:

«Саломея» Рихар­да Штрау­са не сво­дит­ся ко всем извест­но­му биб­лей­ско­му сюже­ту о рас­пут­ной тан­цов­щи­це, из при­хо­ти погу­бив­шей Проро­ка. Саломея и Иокана­ан  два дев­ствен­ни­ка, два вели­ких полю­са эпо­хи; через них Штраус дает сопря­же­ние ста­ро­го и ново­го миров, тела и духа. Два пре­крас­ных и ужас­ных сви­да­ния Саломеи  с Иокана­а­ном и с его голо­вой,  и раз­де­ля­ю­щий их танец для Ирода ста­но­вят­ся тре­мя сту­пе­ня­ми вос­хож­де­ния Саломеи: от оше­лом­ля­ю­ще­го ожо­га неве­до­мой ранее любо­вью, через мак­си­маль­ное рас­кры­тие чув­ствен­но­сти в тан­це и изжи­ва­ние эро­са поце­лу­ем в любов­ном экс­та­зе фина­ла. Она, как мно­го­ли­кая луна: холод­ная и цело­муд­рен­ная, с янтар­ны­ми гла­за­ми; нагая исте­рич­ная, пья­ная луна, ищу­щая любов­ни­ков; кро­ва­вая луна, кото­рая, нако­нец, успо­ка­и­ва­ет­ся и рас­тво­ря­ет­ся в чер­но­те ноч­но­го неба, чер­нее кото­ро­го лишь воло­сы Иоканаана…

 

«Саломея тан­цу­ет танец семи покры­вал»  строч­ку пье­сы Уайль­да Р.Штраус пре­вра­ща­ет в девя­ти­ми­нут­ный музы­каль­ный шедевр и одну из куль­ми­на­ций всей опе­ры. Так же и финал: две стра­ни­цы тек­ста выли­ва­ют­ся в два­дца­ти­ми­нут­ный музы­каль­ный экс­таз. Голова про­ро­ка не есть финаль­ная точ­ка пути Саломеи. Поцелу­ем она взры­ва­ет гра­ни­цы телес­но­го и, нако­нец, может познать «тай­ну люб­ви», кото­рая боль­ше, чем «тай­на смер­ти». История Саломеи  гибель­ный для цар­ства Ирода послед­ний ужин; за сто­лом сли­ва­ют­ся Эрос и Танатос.

 

В России опе­ра ста­ви­лась четы­ре­жды: в Ленин­гра­де (Санкт-Петер­бур­ге)  в 1924, 1995 и 2000 годах; в Москве  в 1925 году. Спектакль Новой Оперы постав­лен в зна­ме­на­тель­ный год 110-летия миро­вой и 90-летия мос­ков­ской премьер.

127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2024 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова