Михаил Мугинштейн,

помощник директора по творческим вопросам. Заслу­жен­ный дея­тель искусств России, кан­ди­дат искус­ство­ве­де­ния, про­фес­сор Ураль­ской государ­ствен­ной кон­сер­ва­то­рии име­ни М.П. Мусорг­ско­го (Екате­рин­бург), про­фес­сор РАТИ-ГИТИС, осно­ва­тель и дирек­тор Центра музы­каль­но­го теат­ра (1991, Гумани­тар­ный уни­вер­си­тет, Екате­рин­бург), член Комис­сии музы­каль­но­го теат­ра СТД России (1991–1996), ини­ци­а­тор созда­ния и пред­се­да­тель жюри Россий­ской опер­ной пре­мии Casta Diva (с 1996), пред­се­да­тель Эксперт­но­го сове­та кон­кур­сов на соис­ка­ние Премии СТД РФ име­ни Б.А. Покров­ско­го (с 2009), Михаил Львович Мугин­штейн  веду­щий исто­рик, тео­ре­тик и кри­тик опер­но­го искус­ства. Его дея­тель­ность  сим­би­оз ака­де­ми­че­ской нау­ки и про­све­ти­тель­ства в самом высо­ком смыс­ле сло­ва. Статьи, эссе, рецен­зии М.Л. Мугин­штей­на опуб­ли­ко­ва­ны не толь­ко в ака­де­ми­че­ских изда­ни­ях, но и газе­тах, жур­на­лах, пред­на­зна­чен­ных мас­со­во­му чита­те­лю. Несколь­ко деся­ти­ле­тий в раз­ных горо­дах России успеш­но дей­ству­ют опер­ные клу­бы М.Л. Мугин­штей­на; их цель  зна­ком­ство с выда­ю­щи­ми­ся спек­так­ля­ми и соли­ста­ми, сво­бод­ная дис­кус­сия о про­бле­мах опер­но­го искус­ства. Все эти годы М.Л. Мугин­штейн откры­ва­ет слу­ша­те­лям раз­ных воз­рас­тов, раз­но­го уров­ня музы­каль­ной под­го­тов­ки слож­ный и пре­крас­ный мир оперы.

Обобще­ни­ем гро­мад­но­го опы­та изу­че­ния и популя­ри­за­ции опер­но­го искус­ства ста­ло уни­каль­ное изда­ние «Хрони­ка миро­вой опе­ры…». Это пер­вая в России систе­ма­ти­зи­ро­ван­ная хро­но­ло­ги­че­ски кни­га об исто­рии опе­ры. В нераз­рыв­ном един­стве рас­смат­ри­ва­ют­ся ком­по­зи­тор, про­из­ве­де­ние, его интер­пре­та­ции и интер­пре­та­то­ры (дири­же­ры, режис­се­ры, худож­ни­ки, пев­цы). Хроно­ло­ги­че­ский прин­цип ком­по­зи­ции поз­во­ля­ет создать целост­ную пано­ра­му опер­ной исто­рии, уви­деть в ней пери­о­ды и направ­ле­ния, веду­щие жан­ры и шко­лы, позна­ко­мить­ся с ком­по­зи­то­ра­ми и сочи­не­ни­я­ми, пред­став­ля­ю­щи­ми глав­ное содер­жа­ние эво­лю­ции опе­ры, ее направ­лен­ность. Статьи отме­че­ны без­упреч­ной логи­кой: все­сто­ронне ана­ли­зи­ру­ет­ся как сам опер­ный текст, так и его вопло­ще­ния, в том чис­ле и на сцене XXI века. Таким обра­зом, исто­ри­че­ский под­ход при­об­ре­та­ет акту­аль­ность, совре­мен­ный акцент. Превос­хо­ден иллю­стра­тив­ный мате­ри­ал (сце­ны из важ­ней­ших спек­так­лей в исто­рии музы­каль­но­го теат­ра и веду­щих поста­но­вок совре­мен­но­сти). Справоч­ные раз­де­лы кни­ги настоль­ко подроб­ны, что, фак­ти­че­ски, пред­став­ля­ют собой само­сто­я­тель­ную цен­ность и могут быть исполь­зо­ва­ны как опер­ный сло­варь. В ито­ге кни­га на ред­кость уни­вер­саль­на: она наце­ле­на как на про­фес­сио­на­лов (опер­ных арти­стов, режис­се­ров, кри­ти­ков), так и на широ­кий круг люби­те­лей музы­каль­но­го театра.

Первый том, охва­ты­ва­ю­щий пери­од с 1600 по 1850 годы, издан в 2005 году, вто­рой (1850–1900)  в 2012 году, тре­тий (опе­ра XX века)  в 2015 году (во всех слу­ча­ях  в Екате­рин­бур­ге). Электрон­ная вер­сия пер­во­го тома, вклю­ча­ю­щая 1000 видео­фраг­мен­тов опер­ных спек­так­лей, ста­ла бест­сел­ле­ром: это уни­каль­ное муль­ти­ме­дий­ное изда­ние, не име­ю­щее ана­ло­гов в России.

Из мно­го­чис­лен­ных отзы­вов выде­лим выска­зы­ва­ние Народ­но­го арти­ста России, лау­ре­а­та Государ­ствен­ных пре­мий РФ, Художе­ствен­но­го руко­во­ди­те­ля  дирек­то­ра Мариин­ско­го теат­ра В.А. Герги­е­ва: «”Хрони­ка миро­вой опе­ры” вби­ра­ет дости­же­ния совре­мен­но­го теат­ра, где есть и Зальц­бург, и Мюнхен, и Петер­бург, и Москва. Книга отве­ча­ет миро­вым образ­цам: впер­вые в России об опе­ре рас­ска­за­но по меж­ду­на­род­ным стан­дар­там. Это исто­рия опе­ры дли­ной в четы­ре века. Здесь вну­ши­тель­ный свод про­из­ве­де­ний, здесь пока­зан живой про­цесс, где опе­ра пред­ста­ет не памят­ни­ком про­шло­му, а дей­ству­ю­щим лицом нашей жиз­ни. Появле­ние “Хрони­ки миро­вой опе­ры” сво­е­го рода мани­фест: Россия  актив­ный участ­ник все­об­ще­го опер­но­го бума».

С 2013 года М.Л. Мугин­штейн  помощ­ник дирек­то­ра теат­ра Новая Опера по репертуару.

Участие в постановках театра

«Пряничный домик, или Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка — Драматург
«Поругание Лукреции» Б. Бриттена — драматург
«Фауст» Ш. Гуно — драматург
«Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта — консультант по драматургии
«Саломея» Р. Штрауса — консультант по драматургии
127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2024 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова