«Пассажирка» Моисея (Мечислава) Вайнберга
— опера с невероятно тяжелой, изломанной и, сейчас это уже очевидно,
— счастливой судьбой. Эта опера
— об Освенциме, о людях, которые становятся «маленькими винтиками» в беспощадной «фабрике смерти», о преступлении и возмездии, которые не имеют срока давности. «Пассажирка» Вайнберга сегодня встала в один ряд с главными произведениями искусства нашего времени, посвященными этой теме: от «Ночного портье» Лилианы Кавани до «Благоволительниц» Джонатана Литтелла. И в этом ряду
— оказалась одной из первых.
Композитор закончил работу над партитурой «Пассажирки» (либретто Александра Медведева по повести польской писательницы Зофьи Посмыш) в 1968 году. Опера была восторженно принята коллегами-композиторами. Дмитрий Шостакович писал, что «это сочинение нужное, необходимое в наше время». Большой театр принял «Пассажирку» к постановке. Но внезапно все рухнуло. Театры отменяют анонсированные премьеры, вокруг оперы образуется «заговор молчания». Почти сорок лет «Пассажирка» была в опале. И лишь в 2006 году в Москве состоялась премьера версии semi-stage. В феврале 2010 года концертное исполнение прошло в Новосибирске. Но настоящее триумфальное шествие «Пассажирки» началось после сценической премьеры на фестивале в Брегенце (июль 2010). В октябре того же года опера Вайнберга была поставлена в Варшаве, затем последовали спектакли в Лондоне (2011), Мадриде (2012), Карлсруэ (2013), Хьюстоне (2014; позднее в том же году эта версия гостила на фестивале в Линкольн-центре, Нью-Йорк), Чикаго и Франкфурте-на-Майне (оба — 2015). В России в 2014 году прошло концертное исполнение оперы (Пермь), а в сентябре 2016 года опера впервые в нашей стране была поставлена в Екатеринбурге.
Московская премьера сочинения состоялась 27 января 2017 года в Новой Опере. Эта дата выбрана не случайно. 27 января во всем мире отмечается международный день памяти жертв Холокоста. Именно в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим. И сейчас можно с уверенностью сказать: московская премьера «Пассажирки» стала событием не только в культурной, но в общественной и международной жизни столицы.
«Пассажирка» собрала «звездную» команду постановщиков и исполнителей. Режиссер-постановщик спектакля — телевизионный режиссер Сергей Широков, для которого это первый опыт в оперном театре. Однако его режиссерские работы на телевидении известны практически всем нашим соотечественникам. Уже много лет именно Сергей Широков — режиссер-постановщик главных развлекательных программ на телеканале «Россия».
Художник-постановщик — Лариса Ломакина, которую московская публика прекрасно знает по многим выдающимся спектаклям в драматическом театре, в том числе по совместной работе с режиссером Константином Богомоловым.
Художник по костюмам — знаменитый российский модельер и дизайнер одежды Игорь Чапурин. Он — помимо своих работ в области haute couture — неоднократно сотрудничал с драматическими и балетными театрами как в России, так и за рубежом.
Сергей Широков, режиссер:
«Пассажирка» для меня — не просто опера в ряду других произведений музыкального театра ХХ века. «Пассажирка» — это колоссальное эмоциональное напряжение, это такое абсолютно «прямое высказывание», в некоторых эпизодах очень трогательное и даже сентиментальное, а в некоторых моментах — безумно жестокое. Это почти античная драма — очень внятная, несмотря на сложность оркестровой фактуры и сверхэкспрессию вокальной речи. «Пассажирка» дает возможность современному режиссеру работать, используя все находящиеся в его распоряжении средства выразительности и художественные языки, в том числе далекие от традиционных оперных стереотипов. В этом смысле «Пассажирка» — «открытая форма». Но это еще и очень «классическое» произведение, в котором нравственное послание, этический стержень дают четкие ограничения для любых наших фантазий…»
За постановку оперы «Пассажирка» М.С. Вайнберга в Московском театре Новая Опера им. Е.В. Колобова коллективу в составе Натальи Креслиной (Марта), Валерии Пфистер (Лиза), Дмитрия Пьянова (Вальтер) и Сергея Широкова (режиссер) в 2018 году присуждена Премия города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство».