М.C. Вайнберг
«Пассажирка»

Опера в двух действиях
Музыкальный руководитель и дирижер Ян Латам-Кёниг
Дирижер Андрей Лебедев
Режиссер Сергей Широков
Сценография Лариса Ломакина
Костюмы Игорь Чапурин
Хормейстер Юлия Сенюкова
Свет Айвар Салихов
Продолжительность спектакля 3 часа (с одним антрактом)
Премьера состоялась 27 января 2017 г.
Рекомендовано детям старше 18 лет
Постановка удостоена премии города Москвы в области литературы и искусства (2018) в номинации «Музыкальное искусство»
«Пасса­жир­ка» Моисея (Мечисла­ва) Вайнбер­га  опе­ра с неве­ро­ят­но тяже­лой, изло­ман­ной и, сей­час это уже оче­вид­но,  счаст­ли­вой судь­бой. Эта опе­ра  об Освен­ци­ме, о людях, кото­рые ста­но­вят­ся «малень­ки­ми вин­ти­ка­ми» в бес­по­щад­ной «фаб­ри­ке смер­ти», о пре­ступ­ле­нии и воз­мез­дии, кото­рые не име­ют сро­ка дав­но­сти. «Пасса­жир­ка» Вайнбер­га сего­дня вста­ла в один ряд с глав­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми искус­ства наше­го вре­ме­ни, посвя­щен­ны­ми этой теме: от «Ночно­го пор­тье» Лилиа­ны Кавани до «Благо­во­ли­тель­ниц» Джона­та­на Литтел­ла. И  в этом ряду  ока­за­лась одной из первых.
 

Компо­зи­тор закон­чил рабо­ту над пар­ти­ту­рой «Пасса­жир­ки» (либ­рет­то Александра Медве­де­ва по пове­сти поль­ской писа­тель­ни­цы Зофьи Посмыш) в 1968 году. Опера была вос­тор­жен­но при­ня­та кол­ле­га­ми-ком­по­зи­то­ра­ми. Дмитрий Шоста­ко­вич писал, что «это сочи­не­ние нуж­ное, необ­хо­ди­мое в наше вре­мя». Большой театр при­нял «Пасса­жир­ку» к поста­нов­ке. Но вне­зап­но все рух­ну­ло. Театры отме­ня­ют анон­си­ро­ван­ные пре­мье­ры, вокруг опе­ры обра­зу­ет­ся «заго­вор мол­ча­ния». Почти сорок лет «Пасса­жир­ка» была в опа­ле. И лишь в 2006 году в Москве состо­я­лась пре­мье­ра вер­сии semi-stage. В фев­ра­ле 2010 года кон­церт­ное испол­не­ние про­шло в Новоси­бир­ске. Но насто­я­щее три­ум­фаль­ное шествие «Пасса­жир­ки» нача­лось после сце­ни­че­ской пре­мье­ры на фести­ва­ле в Бреген­це (июль 2010). В октяб­ре того же года опе­ра Вайнбер­га была постав­ле­на в Варша­ве, затем после­до­ва­ли спек­так­ли в Лондоне (2011), Мадри­де (2012), Карлсруэ (2013), Хьюстоне (2014; позд­нее в том же году эта вер­сия гости­ла на фести­ва­ле в Линкольн-цен­тре, Нью-Йорк), Чикаго и Франк­фур­те-на-Майне (оба  2015). В России в 2014 году про­шло кон­церт­ное испол­не­ние опе­ры (Пермь), а в сен­тяб­ре 2016 года опе­ра впер­вые в нашей стране была постав­ле­на в Екатеринбурге.

 

Москов­ская пре­мье­ра сочи­не­ния состо­я­лась 27 янва­ря 2017 года в Новой Опере. Эта дата выбра­на не слу­чай­но. 27 янва­ря во всем мире отме­ча­ет­ся меж­ду­на­род­ный день памя­ти жертв Холоко­ста. Именно в этот день совет­ские вой­ска осво­бо­ди­ли кон­цен­тра­ци­он­ный лагерь Освен­цим. И сей­час мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать: мос­ков­ская пре­мье­ра «Пасса­жир­ки» ста­ла собы­ти­ем не толь­ко в куль­тур­ной, но в обще­ствен­ной и меж­ду­на­род­ной жиз­ни столицы.

 

«Пасса­жир­ка» собра­ла «звезд­ную» коман­ду поста­нов­щи­ков и испол­ни­те­лей. Режис­сер-поста­нов­щик спек­так­ля  теле­ви­зи­он­ный режис­сер Сергей Широков, для кото­ро­го это пер­вый опыт в опер­ном теат­ре. Однако его режис­сер­ские рабо­ты на теле­ви­де­нии извест­ны прак­ти­че­ски всем нашим сооте­че­ствен­ни­кам. Уже мно­го лет имен­но Сергей Широков  режис­сер-поста­нов­щик глав­ных раз­вле­ка­тель­ных про­грамм на теле­ка­на­ле «Россия».

 

Худож­ник-поста­нов­щик  Лариса Ломаки­на, кото­рую мос­ков­ская пуб­ли­ка пре­крас­но зна­ет по мно­гим выда­ю­щим­ся спек­так­лям в дра­ма­ти­че­ском теат­ре, в том чис­ле по сов­мест­ной рабо­те с режис­се­ром Констан­ти­ном Богомоловым.

 

Худож­ник по костю­мам  зна­ме­ни­тый рос­сий­ский моде­льер и дизай­нер одеж­ды Игорь Чапурин. Он  поми­мо сво­их работ в обла­сти haute couture  неод­но­крат­но сотруд­ни­чал с дра­ма­ти­че­ски­ми и балет­ны­ми теат­ра­ми как в России, так и за рубежом.

 

Сергей Широков, режиссер:

«Пасса­жир­ка» для меня  не про­сто опе­ра в ряду дру­гих про­из­ве­де­ний музы­каль­но­го теат­ра ХХ века. «Пасса­жир­ка»  это колос­саль­ное эмо­цио­наль­ное напря­же­ние, это такое абсо­лют­но «пря­мое выска­зы­ва­ние», в неко­то­рых эпи­зо­дах очень тро­га­тель­ное и даже сен­ти­мен­таль­ное, а в неко­то­рых момен­тах  безум­но жесто­кое. Это почти антич­ная дра­ма  очень внят­ная, несмот­ря на слож­ность оркест­ро­вой фак­ту­ры и сверх­экс­прес­сию вокаль­ной речи. «Пасса­жир­ка» дает воз­мож­ность совре­мен­но­му режис­се­ру рабо­тать, исполь­зуя все нахо­дя­щи­е­ся в его рас­по­ря­же­нии сред­ства выра­зи­тель­но­сти и худо­же­ствен­ные язы­ки, в том чис­ле дале­кие от тра­ди­ци­он­ных опер­ных сте­рео­ти­пов. В этом смыс­ле «Пасса­жир­ка»  «откры­тая фор­ма». Но это еще и очень «клас­си­че­ское» про­из­ве­де­ние, в кото­ром нрав­ствен­ное посла­ние, эти­че­ский стер­жень дают чет­кие огра­ни­че­ния для любых наших фан­та­зий…»
 

За поста­нов­ку опе­ры «Пасса­жир­ка» М.С. Вайнбер­га в Москов­ском теат­ре Новая Опера им. Е.В. Колобо­ва кол­лек­ти­ву в соста­ве Натальи Кресли­ной (Марта), Валерии Пфистер (Лиза), Дмитрия Пьяно­ва (Вальтер) и Сергея Широко­ва (режис­сер) в 2018 году при­суж­де­на Премия горо­да Москвы в обла­сти лите­ра­ту­ры и искус­ства в номи­на­ции «Музыкаль­ное искусство».

127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2024 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова