Сергей Иванович Танеев — выдающийся композитор, профессор, ректор Московской консерватории. Замысел «Иоанна Дамаскина» возник в ту пору, когда музыкальная Москва понесла тяжелую утрату: скончался выдающийся русский пианист, основатель Московской консерватории Н.Г.
Рубинштейн. Танеев посвятил свой вдохновенный труд памяти учителя. Литературным материалом для кантаты послужил фрагмент одноименной поэмы А.К.
Толстого о крупнейшем византийском богослове, поэте и сочинителе духовных гимнов Иоанне Дамаскине, жившем в VIII веке. Отрывок, положенный в основу кантаты, представляет собой один из траурных гимнов, петых Иоанном Дамаскиным и его учениками. Стихи как нельзя более подходили к случаю, по поводу которого была написана кантата, и Танеев в качестве основной темы привлек в свое произведение старинный церковный напев «Со святыми упокой».
Первая часть кантаты («Иду в неведомый мне путь») выдержана в строгом, сосредоточенном характере — это своего рода размышление о прожитой жизни и трепет перед уходом в небытие. Вторая часть вводит в круг светлых, возвышенных образов и звучит в исполнении хора без сопровождения оркестра. Финал связан с образами первой части, это центр становления волевого, действенного начала. Здесь сталкиваются два противоположных образа, один из которых олицетворяет волю, действие, а другой — непреклонную силу рока. В коде в последний раз у медных духовых инструментов проходит тема «Иду в неведомый мне путь».
Сергей Васильевич Рахманинов — один из крупнейших музыкантов рубежа XIX–XX вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Обострённо-лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов родины. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Рахманинова и с наибольшей полнотой воплощенная в его крупных инструментальных произведениях, в поздний период преломляется в лирико-трагическом аспекте.
Кантата «Весна» для баритона, смешанного хора и оркестра, написанная Рахманиновым в 1902 году на стихи Н.Некрасова «Зеленый шум», пронизана типично рахманиновским ощущением поэзии природы. Главным для композитора было передать движение «непрерывного потока жизни», вызванное пробуждением природы, «чувство радостного обновления», которое с непреодолимой силой проникает в душу человека. Бодрому ликующему шествию весны противопоставляется личная драма героя.
«Три русские песни» для хора и оркестра — это первое сочинение, написанное Рахманиновым в эмиграции в 1926 году. Две начальные песни цикла — «Через речку, речку быстру» и «Ах ты, Ванька, разудала голова» — весьма мрачны по настроению. Последняя — «Белилицы, румяницы вы мои» словно озаряет безрадостный пейзаж лучом тепла и надежды.