С. Танеев
ИОАНН ДАМАСКИН
С. Рахманинов
ВЕСНА
ТРИ РУССКИЕ ПЕСНИ

Серия «Дирижер Евгений Колобов»
Дирижер Евгений Колобов
Хормейстеры: Наталья Попович, Сергей Лысенко
Запись из Большого зала Московской консерватории, 1997 г.
Сергей Ивано­вич Танеев  выда­ю­щий­ся ком­по­зи­тор, про­фес­сор, рек­тор Москов­ской кон­сер­ва­то­рии. Замысел «Иоанна Дамас­ки­на» воз­ник в ту пору, когда музы­каль­ная Москва понес­ла тяже­лую утра­ту: скон­чал­ся выда­ю­щий­ся рус­ский пиа­нист, осно­ва­тель Москов­ской кон­сер­ва­то­рии Н.Г. Рубин­штейн. Танеев посвя­тил свой вдох­но­вен­ный труд памя­ти учи­те­ля. Литера­тур­ным мате­ри­а­лом для кан­та­ты послу­жил фраг­мент одно­имен­ной поэ­мы А.К. Толсто­го о круп­ней­шем визан­тий­ском бого­сло­ве, поэте и сочи­ни­те­ле духов­ных гим­нов Иоанне Дамас­кине, жив­шем в VIII веке. Отрывок, поло­жен­ный в осно­ву кан­та­ты, пред­став­ля­ет собой один из тра­ур­ных гим­нов, петых Иоанном Дамас­ки­ным и его уче­ни­ка­ми. Стихи как нель­зя более под­хо­ди­ли к слу­чаю, по пово­ду кото­ро­го была напи­са­на кан­та­та, и Танеев в каче­стве основ­ной темы при­влек в свое про­из­ве­де­ние ста­рин­ный цер­ков­ный напев «Со свя­ты­ми упокой».
 

Первая часть кан­та­ты («Иду в неве­до­мый мне путь») выдер­жа­на в стро­гом, сосре­до­то­чен­ном харак­те­ре  это сво­е­го рода раз­мыш­ле­ние о про­жи­той жиз­ни и тре­пет перед ухо­дом в небы­тие. Вторая часть вво­дит в круг свет­лых, воз­вы­шен­ных обра­зов и зву­чит в испол­не­нии хора без сопро­вож­де­ния оркест­ра. Финал свя­зан с обра­за­ми пер­вой части, это центр ста­нов­ле­ния воле­во­го, дей­ствен­но­го нача­ла. Здесь стал­ки­ва­ют­ся два про­ти­во­по­лож­ных обра­за, один из кото­рых оли­це­тво­ря­ет волю, дей­ствие, а дру­гой  непре­клон­ную силу рока. В коде в послед­ний раз у мед­ных духо­вых инстру­мен­тов про­хо­дит тема «Иду в неве­до­мый мне путь».

 

Сергей Василье­вич Рахма­ни­нов  один из круп­ней­ших музы­кан­тов рубе­жа XIX–XX вв. Его искус­ство отли­ча­ет жиз­нен­ная прав­ди­вость, искрен­ность и эмо­цио­наль­ная пол­но­та худо­же­ствен­но­го выска­зы­ва­ния. Обострён­но-лири­че­ское ощу­ще­ние эпо­хи гран­ди­оз­ных соци­аль­ных потря­се­ний свя­за­но у Рахма­ни­но­ва с вопло­ще­ни­ем обра­зов роди­ны. Тема роди­ны, цен­траль­ная в зре­лом твор­че­стве Рахма­ни­но­ва и с наи­боль­шей пол­но­той вопло­щен­ная в его круп­ных инстру­мен­таль­ных про­из­ве­де­ни­ях, в позд­ний пери­од пре­лом­ля­ет­ся в лири­ко-тра­ги­че­ском аспекте.

 

Канта­та «Весна» для бари­то­на, сме­шан­но­го хора и оркест­ра, напи­сан­ная Рахма­ни­но­вым в 1902 году на сти­хи Н.Некра­со­ва «Зеленый шум», про­ни­за­на типич­но рах­ма­ни­нов­ским ощу­ще­ни­ем поэ­зии при­ро­ды. Главным для ком­по­зи­то­ра было пере­дать дви­же­ние «непре­рыв­но­го пото­ка жиз­ни», вызван­ное про­буж­де­ни­ем при­ро­ды, «чув­ство радост­но­го обнов­ле­ния», кото­рое с непре­одо­ли­мой силой про­ни­ка­ет в душу чело­ве­ка. Бодро­му лику­ю­ще­му шествию вес­ны про­ти­во­по­став­ля­ет­ся лич­ная дра­ма героя.

 

«Три рус­ские пес­ни» для хора и оркест­ра  это пер­вое сочи­не­ние, напи­сан­ное Рахма­ни­но­вым в эми­гра­ции в 1926 году. Две началь­ные пес­ни цик­ла  «Через реч­ку, реч­ку быст­ру» и «Ах ты, Ванька, разу­да­ла голо­ва»  весь­ма мрач­ны по настро­е­нию. Послед­няя  «Белили­цы, румя­ни­цы вы мои» слов­но оза­ря­ет без­ра­дост­ный пей­заж лучом теп­ла и надежды.

127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2024 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова