«…В глубоком почтении приношу я вашему королевскому высочеству настоящую скромную работу мастерства моего, коего я достиг в музыке, и всеподданнейше прошу вас воззреть на оную благосклонным взором не по достоинству самой композиции, которая сочинена плохо, но исходя из вашей известной миру милости…». Так писал курфюрсту Саксонскому Фридриху Августу в 1733 году Иоганн Себастьян Бах, отправляя две части (
Kyrie и
Gloria)
Мессы си минорМесса си минор (иногда ее называют Высокой Мессой — от нем. Hohe Messe) — не только кульминация творчества Баха, но и одно из вершинных явлений мировой культуры. С сочинением связан ряд загадок и вопросов, и первый из них: почему Бах, чье творчество (не только кантатно-ораториальное) глубоко укоренено в протестантскую традицию, написал католическую мессу? Вариант ответа найдем в проникновенном высказывании великого ученого, писателя, музыканта, просветителя, исследователя творчества Баха, лауреата Нобелевской премии мира Альберта Швейцера: «Взволнованная возвышенность — вот, что определяет содержание си-минорной мессы. С первого же аккорда Kyrie переносишься в мир величавого и глубокого чувства и остаешься в таком настроении до заключительного каданса Donna nobis pacem. Как будто Бах хотел создать католическую мессу, дабы передать величественную объективность веры. В то же время другие части проникнуты субъективным душевным настроением, что присуще его кантатам и что считают более свойственным протестантизму. Величественное и душевное в мессе не соединяются и не смешиваются, но сосуществуют раздельно, одно вне другого, как и объективное и субъективное в мировосприятии Баха. Поэтому Месса h-moll столь же загадочна и непостижимо глубока, как и религиозное чувство ее автора».
При жизни Баха произведение ни разу не исполнялось целиком. Среди причин — невероятные технические сложности, одолеть которые было не под силу рядовым церковным певцам и хору, а также масштабность сочинения. Первое полное публичное исполнение Мессы си минор состоялось в 1859 году в Лейпциге под управлением Карла Риделя.
Ян Латам-Кёниг, дирижер:
Три года назад мы решили исполнять в театре кантатно-ораториальную музыку Барокко. В наших условиях это не совсем обычно, ведь такого рода музыку не принято играть в небольших залах. Мы начали с одного из центральных духовных сочинений эпохи Барокко — «Страстей по Матфею» И.С. Баха. Была проделана большая работа, и выступление прошло настолько успешно, что примерно через полгода на Крещенском фестивале мы повторили исполнение. Летом прошлого 2017 года прозвучала оратория «Мессия» Г.Ф. Генделя. Теперь, как я надеюсь, мы установили традицию проводить в конце каждого сезона хоровой фестиваль, и в этом году мы выбрали еще один барочный шедевр — Мессу си минор И.С. Баха. Мессу я впервые исполнил как артист хора, когда мне было 13 лет. В то время барочная музыка часто включалась в концертный репертуар, и еще подростком я выучил «Мессию» Генделя, «Страсти по Матфею» и Мессу си минор Баха наизусть. Тогда, естественно, это исполнялось несколько иначе. Именно стиль исполнения я и собираюсь сегодня изменить.
Вспоминаю высказывание выдающегося немецкого дирижера Вильгельма Фуртвенглера: «Неверно говорить, что у Баха меньше души или эмоциональности, чем у Пуччини, только потому, что душу и эмоции меньше выставляют напоказ». Для меня эта цитата — абсолютно верный взгляд на Баха.