«И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий…» (Книга пророка Малахии, 3:2).
Фестиваль хоровой музыки «Иное. 2» в Новой Опере завершает одно из знаковых вокально-хоровых сочинений Г.Ф. Генделя — оратория «Мессия».
Грандиозное произведение в трех частях было написано летом 1741 года всего
за 24 дня (!). Едва ознакомившись с либретто Чарлза Дженненса, Гендель приступил к работе — словно голос свыше надиктовывал ему многочисленные арии, речитативы, дуэты и хоры. «Лишь тот, кто много страдал, знает, что такое радость, лишь тот, кто испытан, предчувствует конечное блаженство прощения, его это долг — ради пережитой смерти свидетельствовать людям о воскресении». (Стефан Цвейг «Воскресение Георга Фридриха Генделя»).
Сюжет оратории опирается на тексты английской Библии Короля Якова (сборник книг Ветхого и Нового Заветов) начала XVII века: ниспосланный Богом на землю Мессия (Спаситель) должен пройти свой главный путь — от рождения до воскресения и победы над смертью и грехом. Знаменитый хор «Аллилуйя!» — торжественная кульминация героического восхождения и триумфальная победа «Царя царей и Господа господствующих».
Первое исполнение оратории состоялось на благотворительном концерте в Дублине 13 апреля 1742 года и вызвало невероятный успех.
Ян Латам-Кёниг, дирижер:
«Мессия» Генделя навсегда останется для меня одним из тех ключевых произведений, которые повлияли на выбор дирижерской профессии. Когда я — двенадцатилетний мальчик — впервые услышал и спел его, то был поражен драматичностью и красотой музыки, потому что на самом деле в оратории содержится оперный элемент, достаточно естественный с точки зрения опыта Генделя в этой сфере. Но неизменное воздействие произведения вкупе с удивительной скоростью его написания приводит меня и к мысли о сверхъестественном элементе: известно, что перед получением либретто от Дженненса Гендель был очень болен и пребывал в глубокой депрессии. Однако я всегда с огромным удовольствием дирижирую этой ораторией еще и благодаря выдающемуся рассказу Стефана Цвейга «Воскресение Георга Фридриха Генделя» о сочинении «Мессии». Я советую всем зрителям прочесть его.