Концерт хора Новой Оперы объединяет сочинения С.В.
Рахманинова и Ф.
Пуленка
— композиторов, принадлежавших к разным национальным культурам и ветвям христианства (православию и католицизму).
Вся музыка Сергея Рахманинова (1873–1943) так или иначе связана с православной традицией; интонационная основа многих его сочинений — знаменный распев. Однако в отличие от таких авторов, как А.Д. Кастальский или С.В. Смоленский, Рахманинов редко обращался непосредственно к жанрам церковного богослужения: помимо Литургии Св. Иоанна Златоуста, ему принадлежат шестиголосный мотет Deus meus, хоровой концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу…» и знаменитое Всенощное бдение. Тем не менее, духовная музыка композитора может быть смело причислена к вершинам жанра.
Удивительная красота рахманиновской Литургии (1910) обусловлена, с одной стороны, глубиной проникновения в православную певческую традицию, с другой, — масштабностью и яркостью контрастов, свойственных композитору-симфонисту. Сочинение Рахманинова совсем не похоже на литургии, звучащие в богослужении. Преобладают лирические образы, иногда оно экспрессивно и патетично, а развернутые музыкальные формы и виртуозность хорового письма придают Литургии черты концертного стиля.
По словам Франсиса Пуленка (1899–1963), от матери-парижанки он унаследовал жизнерадостность и веселость, от верующего католика-отца — склонность к глубоким раздумьям и проявившуюся с годами религиозность. Впрочем, до определенного момента мы не найдем ее следов в творчестве композитора. Глубокий перелом в мировоззрении Пуленка произошел в середине 1936 года, кода трагически погиб его коллега — композитор Пьер-Октав Ферру. Впечатлительный по натуре Пуленк ушел в себя: «Размышляя о такой бренности нашей физической оболочки, я вновь возвратился к духовной жизни», — писал он. Вспоминая рассказы отца о святых местах паломничества, Пуленк отправился в деревушку Рокамадур на юго-западе Франции, знаменитую чудотворной деревянной статуей «Черной Мадонны», хранящейся в часовне Нотр-Дам. Вскоре он написал свое первое духовное сочинение — «Литании Черной Рокамадурской Богоматери» (1936). С этого времени духовная музыка заняла важное место в творчестве композитора, ее влияние заметно и в поздних «светских» сочинениях, например, опере «Диалоги кармелиток» (1957) — одной из вершин искусства ХХ века.
В своей хоровой музыке Пуленк сочетает выразительные средства григорианского хорала и старинных вокальных жанров с приемами современного хорового письма; примером могут служить духовные мотеты. В концерте представлены духовные сочинения Пуленка, написанные в разные годы и предназначенные для разных составов: мужского («Четыре маленькие молитвы Святого Франциска Ассизского»), женского (мотет Ave verum corpus) и смешанного («Четыре покаянных мотета» и «Четыре рождественских мотета») хоров a cappella.