| Хор театра Новая Опера. «Этот хор умеет не только отлично петь, но и двигаться на сцене, сопереживать действию…»«Как всегда в Новой Опере великолепен хор. Блестяще, мощно, слаженно. Браво!» (из отзывов публики и критиков) Выдающийся феномен современного отечественного исполнительского искусства, Хор Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова не просто участвует в большинстве спектаклей и концертных исполнений — он по праву считается символом театра, выражением его эстетики и творческих принципов. Создатели хора — Наталья Попович (главный хормейстер Новой Оперы в 1991 — 2017) и Сергей Лысенко — воспитали коллектив, отвечающий высоким критериям академического исполнительства (чистота звучания, тембровое богатство, слаженность ансамбля, стилистическая точность). Но хор Новой Оперы — еще и уникальный ансамбль актеров, роль которого во многих спектаклях театра трудно переоценить. Таковы, например, постановки опер «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Травиата» Дж. Верди (обе — в музыкальных редакциях Е.В. Колобова). В спектакле «Князь Игорь» хор не только поет, но и танцует (в том числе знаменитый эпизод «Половецкие пляски»)! Помимо оперного, в «активной памяти» хора — огромный кантатно- ораториальный и концертный репертуар: сочинения русской и европейской хоровой классики, духовная музыка a capella, вокально-симфонические сочинения. Примером и ярким свидетельством широких творческих возможностей коллектива являются сочинения, исполненные при участии хора Новой Оперы на Крещенских фестивалях 2015 и 2016 годов: впервые в России прозвучали оперы «Цыганы» Р. Леонкавалло, «Иродиада» Ж. Массне, «Король Рогер» К. Шимановского; впервые после многолетнего перерыва — «Жанна д’Арк» Дж. Верди, «Капулетти и Монтекки» В. Беллини. В уникальной программе соединились реквиемы конца XVIII и конца XX веков — В.А. Моцарта и Э. Ллойда Уэббера. В июне 2016 года в Новой Опере прошла российская премьера одного из главных сочинений классика музыки XX века Кшиштофа Пендерецкого — «Страсти по Луке». В разное время хормейстерами театра были Сергей Лысенко, Зоя Тухманова, Татьяна Громова, Виктор Кутураев, Марина Василькова, Андрей Лазарев. В настоящее время хормейстерами коллектива являются Юлия Сенюкова, Мария Чекръкчиева. Камерный хор Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова — неотъемлемая часть хоровой труппы театра. Артисты участвуют в премьерах оперных, кантатно-ораториальных сочинений, фестивалях, спектаклях текущего репертуара. Параллельно в последние сезоны Камерный хор развивается как самостоятельное направление деятельности Новой Оперы. Этому способствовало возрождение после длительного перерыва Зеркального фойе как площадки для камерных концертов и спектаклей малой формы. Вечера с участием Камерного хора практически мгновенно заслужили признание публики и критики. Под руководством хормейстера Юлии Сенюковой было подготовлено несколько концертных программ: среди них «Рождественские песни» (исполнялась в Зеркальном фойе театра, а также в Московском международном Доме музыки), «День рождения Баха» (совместно с солистами и артистами оркестра театра). Важнейшим событием в недолгой истории Камерного хора стала премьера спектакля «Чёрное» 18 марта 2014 года. Он вырос из концертного вечера, посвященного спиричуэлс (духовные песни и гимны афроамериканцев). Жанр постановки режиссер Алексей Вэйро определил как «представление без представления». «Чёрное» — своеобразная творческая лаборатория для артистов, род хорового театра. Постановка вошла в лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» (сезон 2013–2014). Продолжением трилогии об иных людях стали спектакль «Белое», основу которого составила светская музыка эпохи Возрождения (премьера — 6 февраля 2016 года) и хоровая опера Т. Шатковской-Айзенберг «Красное», основанная на народных испанских и сефардских песнях (премьера — 8 июня 2017 года). Камерный хор неоднократно участвовал в исполнении «Страстей по Матфею» И.С. Баха (оркестр, солисты театра Новая Опера, дирижер Ян Латам-Кёниг). В рамках фестиваля хоровой музыки «Иное» представил редкозвучащие в России хоровые сочинения И.Ф. Стравинского: «Вавилон», «Заупокойные песнопения», «Плач пророка Иеремии» (первое исполнение в России) и Ф. Пуленка. |