При жизни Баха сочинение исполнялось, как минимум, четырежды. В концу XVIII века интерес к «Страстям…» угас; он возродился после знаменитого исполнения под управлением Феликса Мендельсона 11 марта 1829 года. В XX веке «Страсти по Матфею» И.С.
Баха исполнялись как современными, так и аутентичными оркестрами под управлением многих выдающихся дирижеров: Карла Рихтера, Густава Леонхардта, Николауса Арнонкура, Леонарда Бернстайна, Герберта фон Караяна и других. На этот раз за пульт оркестра встанет главный дирижер театра Новая Опера Ян Латам-Кёниг.
Ян Латам-Кёниг:
Для меня «Страсти по Матфею» — один из столпов не только классической музыки, но и европейской цивилизации в целом. Это эмоциональное, композиционное и религиозное достижение Баха. Величайшее из множества его великолепных сочинений, «Страсти…» доступны человеку, принадлежащему к любой конфессии или не принадлежащему ни к одной из них. Выразительными средствами эпохи Барокко композитор создал музыку, оказывающую такой эффект на публику (в его время — простых прихожан), какой сегодня и представить невозможно. Как сказал немецкий дирижер Вильгельм Фуртвенглер: «В музыке Баха столько же эмоциональности и темперамента, сколько у Пуччини, правда, это не столь очевидно.
Впервые в Новой Опере «Страсти по Матфею» были исполнены в рамках Крещенского фестиваля 11 января 2015 года.
«Главным героем этого совершенно неординарного события стал дирижёр. Именно он собрал это почти трёхчасовое действо в целостное произведение, концептуально единое, точно выстроенное драматургически. Я не припомню, чтобы наши исполнители достигали в этом жанре такой точности стиля и безупречности вкуса. Если с чем это и можно сравнить по качеству, стильности и вкусу, то только с «Тристаном и Изольдой» Р. Вагнера в той же Новой Опере п/у Латама-Кёнига».
Belcanto.ru