«Страсти по Луке» (1965) Кшиштофа Пендерецкого— одно из кульминационных сочинений польского композитора Кшиштофа Пендерецкого и, вместе с тем, — одно из знаковых музыкальных творений ХХ века. Обратившись через 200 лет после И.С.Баха к архаичному и, на первый взгляд, утратившему актуальность жанру пассионов, Пендерецкий создал сильнейшее по эмоциональному воздействию инструментально-хоровое сочинение, повествующее о последних днях и крестных муках Христа. Не ограничиваясь религиозным содержанием, произведение Пендерецкого как бы обобщает тему мученичества, проводит параллели с трагическими событиями ХХ столетия. «“Страсти по Луке” — это не только страдание и смерть Христа, но также страдание и смерть Освенцима, трагический опыт человечества второй половины нашего столетия. И в этом смысле “Страсти” должны иметь (во всяком случае, я стремился к этому) универсальный, гуманистический характер, подобно “Трену — жертвам Хиросимы”»,— отметил Пендерецкий в одном из интервью.
«Страсти по Луке» К.Пендерецкого написаны к 700-летию кафедрального собора в Мюнстере (Германия). По словам композитора, он всегда мечтал написать «Страсти…», но никогда об этом не говорил. С этим предложением в 1962 году к главному польскому музыкальному авангардисту, каковым на тот момент являлся Пендерецкий, обратился организатор фестивальных концертов в Донауэшингене Отто Томек. «Я поехал в Мюнстер, увидел это место,— говорил Пендерецкий, —этот огромный собор, дающий почти 12 секунд реверберации звука <…>. Потом еще раз туда поехал, был на мессе, слушал орган, поющих людей. Поэтому партитура наполнена паузами, пустыми местами, рассчитанными на послезвучие, наложение звуков».
Работа над произведением продолжалась четыре года. Отталкиваясь от баховской формы, композитор насытил ее современными театральными эффектами. «Я хотел, чтобы зритель через напряжение и драматизм музыки был включен в самую сердцевину событий — как это происходило в средневековой мистерии, где в представлении участвовали все собравшиеся». «Страсти по Луке» — синтез эпох, стилей, выразительных средств, техник композиции: от григорианского хорала и полифонии эпохи Возрождения до техник музыкального авангарда ХХ века — додекафонии, сонористики (помимо пения, хор в «Страстях…» говорит, шепчет, кричит, смеется, свистит). Драматургия «Страстей по Луке» включает фрагменты текстов Евангелия от Луки, повествующих о молитве на Масличной горе, вплоть до распятия Христа на Голгофе. Часть текста взята из Евангелия от Иоанна, Книги Псалмов, секвенции Stabat Mater и др.
Премьера в мюнстерском соборе 30 марта 1966 года вылилась в подлинный триумф. В последующие десятилетия произведение неоднократно исполнялось и было отмечено престижными музыкальными наградами. В год 50-летия сочинения Новая Опера представляет его российскую премьеру.«Я пишу много духовной музыки, сейчас она возвращается. В 1960-е ее почти не играли, даже в Польше, не говоря о России. Сейчас же я могу исполнять ее в России, и мне это очень нравится»,— говорит композитор.
При поддержке Института Адама Мицкевича Владелец торговой марки culture.pl
127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд, д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»