Основой либретто оперы Ж.
Массне «Иродиада» (1881) послужила повесть Г.
Флобера (1877), названная именем библейской героини
— второй жены царя Иудеи Ирода Антипы и матери Саломеи
— Иродиады. Название оперы не должно вводить в заблуждение: образ Иродиады отходит на второй план, а главной героиней становится Саломея. Композитор со свойственным ему мастерством мелодиста воспевает в опере одновременно религиозность и чувственность. В «Иродиаде» Массне Саломея
— танцовщица, прибывшая во дворец по приглашению Ирода и разыскивающая свою мать, с которой была разлучена в детстве. Она страстно влюблена в Иоанна Крестителя, но тот отвергает земную любовь. Однако на пороге смерти Иоанн признается, что тоже любит Саломею…
Премьера «Иродиады» планировалась в парижской Гранд-Опера, однако намерениям композитора не суждено было осуществиться. Директор театра Огюст Вокорбей нашел либретто оперы «поджигательским». Первая постановка «Иродиады» состоялась в театре Ла Монне в Брюсселе в 1881 году. Опера прошла с триумфальным успехом и выдержала более 50 представлений.
Массне создал сочинение невероятной красоты и обаяния, меланхолии и нежной томности. Любовь Саломеи к пророку Иоанну наполнена теплом, негой и печалью. Особый колорит произведению придают хоровые и танцевальные номера в «восточном духе».
Повесть Г. Флобера «Иродиада» впоследствии вдохновила английского писателя О. Уайльда на создание одноактной драмы «Саломея» на французском языке. Со скандальным успехом пьеса прошла по европейским сценам. В начале 1903 года в Берлине ее увидел Р. Штраус. Его новаторская музыкальная драма «Саломея» надолго оставила в тени лирическое творение Массне. «Иродиаду» редко можно услышать в России. «Крещенский фестиваль» в Новой Опере предоставляет эту уникальную возможность.