Крещенский фестиваль в Новой Опере представляет уникальный русско-итальянский
диалог: «Алеко» С.В.
Рахманинова (1892) и «Цыганы» Р.
Леонкавалло (1912)
— оперы-двойники, литературным источником которых стала поэма А.С.
Пушкина «Цыганы» (1824).
Фабула «Цыган» — типичный «романтический коктейль» первой половины XIX века: одиночество героя и его бегство от мира; «другой», «дикий», не скованный условностями цивилизации народ; и, конечно, роковое переплетение любви и смерти. За этим кроются философские проблемы, прежде всего — свободы и ее границ. Сочинение Пушкина не раз интерпретировалось композиторами. Песня Земфиры получила музыкальное воплощение в камерных вокальных произведениях А.Н. Верстовского (баллада «Старый муж»), П.И. Чайковского («Песнь Земфиры»), а сама поэма стала основой двух лирико-драматических опер — «Алеко» С.В. Рахманинова и «Цыганы» Р. Леонкавалло.
Полностью написанная за две недели в качестве экзаменационного задания в Московской консерватории, «Алеко» — один из первых шедевров и одно из популярных произведений С.В. Рахманинова. Драматические сцены (центральные — Сцена у люльки и Каватина Алеко) окружены изумительными по красоте и колористическому богатству хоровыми эпизодами («восточные» песни и пляски цыган).
Двойник «Алеко» — бесследно исчезнувшая из театрального репертуара столетие назад опера «Цыганы» Р. Леонкавалло — безусловно, открытие Крещенского фестиваля. Написанная в веристском духе, она раскрывает психологическую драму простых людей. Узнаваемый русский сюжет сочетается с ярко итальянской по колориту музыкой, с изысканными ариями и любовными дуэтами.