При жизни Баха сочинение исполнялось, как минимум, четырежды. В концу XVIII века интерес к «Страстям…» угас; он возродился после знаменитого исполнения под управлением Феликса Мендельсона 11 марта 1829 года. В XX веке «Страсти по Матфею» И.С.
Баха исполнялись как современными, так и аутентичными оркестрами под управлением многих выдающихся дирижеров: Карла Рихтера, Густава Леонхардта, Николауса Арнонкура, Леонарда Бернстайна, Герберта фон Караяна и других. На этот раз за пульт оркестра встанет главный дирижер театра Новая Опера Ян Латам-Кёниг, который запомнился зрителям интепретацией «Военного реквиема» Б.
Бриттена на Фестивале 2010 года.
Ян Латам-Кёниг:
Для меня «Страсти по Матфею» — один из столпов не только классической музыки, но и европейской цивилизации в целом. Это эмоциональное, композиционное и религиозное достижение Баха. Величайшее из множества его великолепных сочинений, «Страсти…» доступны человеку, принадлежащему любой конфессии или не принадлежащему ни одной из них. Выразительными средствами эпохи Барокко композитор создал музыку, оказывающую такой эффект на публику (в его время — простых прихожан), какой сегодня и представить невозможно. Как сказал немецкий дирижер Вильгельм Фуртвенглер: «В музыке Баха столько же эмоциональности и темперамента, сколько у Пуччини, правда, это не столь очевидно.
Впервые в Новой Опере «Страсти по Матфею» были исполнены в рамках Крещенского фестиваля 11 января 2015 года.
«Главным героем этого совершенно неординарного события стал дирижёр. Именно он собрал это почти трёхчасовое действо в целостное произведение, концептуально единое, точно выстроенное драматургически. Я не припомню, чтобы наши исполнители достигали в этом жанре такой точности стиля и безупречности вкуса. Если с чем это и можно сравнить по качеству, стильности и вкусу, то только с «Тристаном и Изольдой» Р. Вагнера в той же Новой Опере п/у Латама-Кёнига».
Belcanto.ru