Выдающийся польский композитор первой трети XX века Кароль Шимановский (1882–1937) написал оперу «Король Рогер» (1918–1924) под впечатлением поездки на Сицилию, совершенной в канун Первой мировой войны. Эта область Италии стала для композитора воплощением средиземноморской культуры, с ее переплетением европейских, византийских и арабских влияний. В произведении также отразились увлекавшие композитора в тот период идеи Фридриха Ницше (в частности, о дионисийском и аполлоническом началах как полюсах бытия мира и человека). В основе сюжета оперы
— противостояние короля Рогера II (1095–1154), правившего на Сицилии в XII веке, и таинственного Пастуха, проповедующего культ бога Диониса. Автором либретто оперы стал двоюродный брат композитора, будущий классик польской литературы Ярослав Ивашкевич. А на премьере в варшавском Большом театре в 1926 году роль жены Рогера, Роксаны, исполнила сестра Шимановского
— Станислава Шимановская.
«Король Рогер» — наиболее масштабная и богатая партитура Шимановского — утонченная, величественная, пылкая, напоминающая об архетипическом измерении, что ставит ее в один ряд с такими произведениями, как «Моисей и Аарон» А. Шёнберга, «Лулу» А. Берга.
Ян Латам-Кёниг:
Построенная при короле Рогере Палатинская капелла, в которой встречаются восточная и западная культуры, настолько очаровала Шимановского в его первый приезд на Сицилию, что в дальнейшем он часто посещал остров. Побывав там, понимаешь, насколько композитор прочувствовал и впитал атмосферу этого места. Однако его музыка — исключительно славянская. А звучание первого хора напоминает русскую церковную музыку.
Профессия: дирижер
Дирижер — это тренер футбольной команды, который на время матча становится капитаном сборной. Но в команде не 11, а 100 игроков.
Дирижер — словно водитель, ведущий машину на большой скорости с незажженными фарами темной туманной ночью.