Д.Д. Шостакович Симфония №13 «Бабий Яр» для баса, хора и оркестра на стихи Е.А. Евтушенко
Г. Малер Симфония №1, ч. 2 «Цветник»
«Песни странствующего подмастерья»
«Когда была премьера симфонии, на протяжении пятидесяти минут со слушателями происходило нечто очень редкое: они и плакали, и смеялись, и улыбались, и задумывались».
Е.А. Евтушенко
Тринадцатая симфония Д.Д. Шостаковича (1962) — монументальное произведение для солиста, хора басов и оркестра, в котором затрагиваются острые темы, волновавшие общественность в период «оттепели» 50-х — 60-х гг.. Это — симфония-проповедь, пять частей которой — отражение внутреннего мира человека того времени, его взглядов на трагические события отечественной истории первой половины прошлого века. Это реквием жертвам массовых расстрелов в Бабьем Яру, организованных фашистами в 1941 г. после взятия Киева, и протест против государственной политики антисемитизма; воспевание юмора — носителя нравственной свободы, и великой душевной силы русских женщин. Это музыка о страхах, уродовавших сознание советских людей, и о низости прислужнического карьеризма.
После московской премьеры в 1962 г. на симфонию был наложен запрет, но она продолжала звучать, и каждое её исполнение становилось значимым общественным событием и заканчивалось триумфом.
28 марта Тринадцатую симфонию исполнят хор и оркестр театра Новая Опера под управлением главного дирижера, маэстро Яна Латама-Кёнига, страстно увлеченного мировой историей и политикой XX века. Партию баса споет ведущий солист театра, лауреат международных конкурсов Виталий Ефанов.
Дополнят программу концерта редко звучащая партитура Г. Малера — часть «Blumine», входившая в состав Первой симфонии на премьерах в Будапеште, Гамбурге и Веймаре в 1894 г., впоследствии исключенная самим композитором, и вокальный цикл «Песни странствующего подмастерья», который исполнит ведущий баритон театра лауреат международных конкурсов Илья Кузьмин.