П.И. Чайковский
«Щелкунчик»

Балет-феерия в двух действиях
Либретто Мариус Петипа
Хореография Василий Вайнонен
Редакция Валентин Грищенко
Сценография Максим Ушаков
Костюмы Юлия Журавлёва
Оркестр театра Новая Опера
Дирижеры: Дмитрий Волосников, Валерий Крицков, Юрий Медяник
Продолжительность спектакля 2 часа 35 минут (с одним антрактом)
Для детей любого возраста
Русский клас­си­че­ский балет име­ни М. Петипа
 

В 1890 году дирек­ция Импера­тор­ских теат­ров зака­за­ла П.И. Чайков­ско­му (1840–1893) одно­акт­ную опе­ру и балет. Компо­зи­тор оста­но­вил­ся на сказ­ке Э.Т.А. Гофма­на «Щелкун­чик и мыши­ный король» во фран­цуз­ской вер­сии А. Дюма-отца. Своевре­мен­но закон­чить рабо­ту Чайков­ско­му поме­ша­ли зна­ме­ни­тые аме­ри­кан­ские гастро­ли 1891 года, и пре­мье­ра бале­та «Щелкун­чик» и опе­ры «Иолан­та» была отло­же­на на один сезон. Во вре­мя вынуж­ден­но­го пере­ры­ва тяже­ло забо­лел соав­тор ком­по­зи­то­ра, леген­дар­ный хорео­граф Мариус Петипа, и по его эски­зам рабо­ту закан­чи­вал уже вто­рой балет­мей­стер Мариин­ско­го теат­ра Лев Иванов. Долго­ждан­ная пре­мье­ра под управ­ле­ни­ем Рикар­до Дриго про­шла 6 (18) декаб­ря 1892 года. Однако зна­чи­тель­но рань­ше  в мар­те того же года  в сим­фо­ни­че­ском кон­цер­те Русско­го музы­каль­но­го обще­ства под управ­ле­ни­ем Чайков­ско­го была испол­не­на сюи­та из балета.

 

Одна из вер­шин твор­че­ства Чайков­ско­го, квинт­эс­сен­ция его сти­ля, «Щелкун­чик» ясно выра­жа­ет и под­ход к само­му жан­ру. Балет пер­вой поло­ви­ны XIX века напо­ми­нал лос­кут­ное оде­я­ло: отдель­ные номе­ра было сла­бо свя­за­ны меж­ду собой. Во мно­гом бла­го­да­ря имен­но Чайков­ско­му и Петипа балет, подоб­но сим­фо­ни­че­ской музы­ке, обрел еди­ную дра­ма­тур­гию, осно­ван­ную на кон­тра­сте и вза­и­мо­дей­ствии глав­ных тем и образов.

 

За более чем 120-лет­нюю исто­рию к «Щелкун­чи­ку» обра­ща­лись мно­гие вели­кие теат­ры и, конеч­но, хорео­гра­фы: сре­ди послед­них Александр Горский, Джордж Балан­чин, Фёдор Лопухов, Василий Вайно­нен, Игорь Бельский, Юрий Григо­ро­вич, Михаил Барыш­ни­ков, Алексей Ратман­ский. Произо­шли и неко­то­рые изме­не­ния: напри­мер, глав­ная геро­и­ня Клара пре­вра­ти­лась сна­ча­ла в Мари, а затем  в совет­ское вре­мя  и в Машу; зна­ме­ни­тое Adagio (лири­че­ский апо­фе­оз бале­та) теперь тан­цу­ют имен­но Маша и Щелкун­чик, а не Принц и Фея Драже.

 

«Гениаль­ная сим­фо­ния дет­ства» (Борис Асафьев), «Щелкун­чик» и в наше вре­мя оста­ет­ся одной из пре­крас­ней­ших музы­каль­ных ска­зок о тор­же­стве добра над злом.

 

Русский клас­си­че­ский балет име­ни М. Петипа пред­ла­га­ет вер­сию Василия Вайно­не­на в редак­ции Вален­ти­на Грищенко.

 

Русский клас­си­че­ский балет им. М. Петипа осно­ван в 2007 году.

 

«Талант и пре­дан­ность клас­си­че­ским тра­ди­ци­ям рус­ско­го бале­та»  таков твор­че­ский девиз теат­ра. Его глав­ная цель дво­я­ка: с одной сто­ро­ны, сохра­не­ние клас­си­че­ских тра­ди­ций рус­ско­го бале­та, твор­че­ско­го насле­дия его вели­ких масте­ров; с дру­гой,  поиск акту­аль­ных форм хорео­гра­фи­че­ско­го искус­ства, иссле­до­ва­ние новых пла­сти­че­ских направ­ле­ний и воз­мож­но­стей хореографии.

 

Основой репер­ту­а­ра явля­ют­ся такие шедев­ры миро­во­го бале­та как «Жизель» А. Адана, «Ромео и Джульет­та» и «Золуш­ка» С.С. Проко­фье­ва, «Дон Кихот» Л. Минку­са, «Кармен-сюи­та» Бизе  Щедри­на и др. Особая стра­ни­ца репер­ту­а­ра теат­ра  три бале­та П.И. Чайков­ско­го («Лебеди­ное озе­ро», «Щелкун­чик», «Спящая красавица»).

 

На сего­дняш­ний день кол­лек­тив насчи­ты­ва­ет более 40 арти­стов бале­та. Это выпуск­ни­ки силь­ней­ших хорео­гра­фи­че­ских школ России и быв­ше­го СССР  Москов­ской, Ленин­град­ско-Петер­бург­ской, Пермской, Новоси­бир­ской, Киевской и т.д.

 

Театр гастро­ли­ро­вал во мно­гих стра­нах мира: Италии, Швейца­рии, Франции, Испании, Порту­га­лии, Польше, Люксем­бур­ге, Китае, Мекси­ке, Сальва­до­ре, Гвате­ма­ле, Коста-Рике, Никара­гуа, Панаме, США, ОАЭ и др.

 

Художе­ствен­ный руко­во­ди­тель теат­ра Вален­тин Грищен­ко уве­рен, что балет  не про­сто зре­ли­ще: это вид искус­ства, тре­бу­ю­щий от испол­ни­те­ля и зри­те­ля осо­бой чут­ко­сти души. Сохра­няя тра­ди­ции рус­ско­го клас­си­че­ско­го бале­та, театр вно­сит вклад в раз­ви­тие это­го вида искусства во всем мире.

127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2024 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова