П.И. Чайковский
«Спящая красавица»

Балет в двух действиях
Либретто: Наталия Касаткина, Владимир Василёв
Хореография: Мариус Петипа, Наталия Касаткина, Владимир Василёв
Сценография и костюмы Елизавета Дворкина
Оркестр театра Новая Опера
Дирижер Валерий Крицков
Продолжительность спектакля 2 часа 40 минут (с одним антрактом)
Для детей любого возраста
Государ­ствен­ный ака­де­ми­че­ский театр клас­си­че­ско­го балета
Н. Касат­ки­ной и В. Василё­ва
 


Премье­ра бале­та П. И. Чайков­ско­го «Спящая кра­са­ви­ца» в поста­нов­ке Государ­ствен­но­го ака­де­ми­че­ско­го теат­ра клас­си­че­ско­го бале­та под руко­вод­ством Н. Касат­ки­ной и В. Василё­ва состо­я­лась в г. Канн (Франция), где в рам­ках фести­ва­ля рос­сий­ско­го искус­ства в кон­це авгу­ста 2004 года с три­ум­фом про­шли гастро­ли теат­ра. Несколь­ко дней после спек­так­ля фран­цуз­ская прес­са пест­ре­ла заго­лов­ка­ми с вос­тор­жен­ны­ми эпи­те­та­ми в адрес поста­нов­щи­ков и арти­стов «Спящей»  «…Празд­ник бале­та», «…Триумф…», «Блиста­тель­ное дости­же­ние…», «Екате­ри­на Берези­на  иде­аль­ная прин­цес­са Аврора…», «Очаро­ва­тель­ная Берези­на обра­зец хруп­кой гра­ции и уве­рен­ной техники».

Несмот­ря на гран­ди­оз­ный успех во Франции, в мос­ков­скую пре­мье­ру (сен­тябрь 2004) были вне­се­ны неко­то­рые кор­рек­ти­вы. В част­но­сти, добав­лен совре­мен­ный и, как гово­рят Касат­ки­на и Василёв, аван­гард­ный свет, появи­лись деко­ра­ции и око­ло 50 костю­мов, кото­рые к канн­ской пре­мье­ре из-за крайне огра­ни­чен­но­го вре­ме­ни не успе­ли изго­то­вить. Доста­точ­но ска­зать, что для «Спящей кра­са­ви­цы» необ­хо­ди­мо было сшить око­ло 300 костю­мов, неко­то­рые акте­ры за вре­мя спек­так­ля пере­оде­ва­ют­ся 5–6 раз.

Как и все бале­ты, постав­лен­ные Н. Касат­ки­ной и В. Василё­вым, «Спящую кра­са­ви­цу» мож­но счи­тать автор­ской, ори­ги­наль­ной поста­нов­кой. Сохра­нив все клас­си­че­ские шедев­ры хорео­гра­фии Мариуса Петипа, поста­нов­щи­ки насы­ти­ли музы­ку новым дей­стви­ем. Благо­да­ря соеди­не­нию двух ска­зок Шарля Перро  «Спящей кра­са­ви­цы» и «Краса­ви­цы и чудо­ви­ще», сюжет сказ­ки стал более дина­мич­ным, интри­гу­ю­щим и вол­шеб­ным. В част­но­сти, в ста­рой вер­сии спек­так­ля прин­цес­са Аврора и принц Дезире впер­вые видят друг дру­га, когда Аврора про­сы­па­ет­ся после поце­луя Дезире. Касат­ки­на и Василёв заста­ви­ли прин­ца прой­ти все испы­та­ния, пре­вра­тить­ся в изму­чен­но­го ста­ри­ка, нахо­дить­ся на гра­ни жиз­ни и смер­ти. И все это ради того, чтобы ожи­вить прин­цес­су… Но ведь любовь, если она насто­я­щая, сто­ит того…
Поста­нов­щи­ки изме­ни­ли и еще одну ста­рую тра­ди­цию  отда­вать пар­тию феи Карабосс муж­чине. В вер­сии Касат­ки­ной и Василё­ва зло, вопло­щен­ное в лице Карабосс, при­вле­ка­тель­ное и гра­ци­оз­ное, но от это­го еще более опасное.

Для тако­го бале­та, где утон­чен­ная вир­ту­оз­ность и бла­го­род­ная чув­ствен­ность, фее­ри­че­ская фан­та­зия поста­нов­щи­ков и эле­гант­ная стиль­ность клас­си­ки сли­ва­ют­ся воеди­но, нуж­ны осо­бые испол­ни­те­ли. И об этом, как о глав­ной состав­ля­ю­щей успе­ха спек­так­ля, гово­рят сами созда­те­ли и руко­во­ди­те­ли Государ­ствен­но­го ака­де­ми­че­ско­го Театра клас­си­че­ско­го бале­та Наталия Касат­ки­на и Влади­мир Василёв: «…Кроме вир­ту­оз­ной тех­ни­ки артист дол­жен быть лич­но­стью, ему необ­хо­ди­мо рабо­тать над каж­дой дета­лью, и не толь­ко телом, но и серд­цем, голо­вой. Только тогда в бале­те зажи­га­ют­ся звез­ды. Если этих качеств у арти­стов нет  любой спек­такль, а тем более такой, как «Спящая кра­са­ви­ца», ста­но­вит­ся парад­ным, заре­пе­ти­ро­ван­ным и холод­ным, слов­но в этом зам­ке Терпси­хо­ры рабо­та­ют спя­щие кра­са­ви­цы и красавцы».

127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2024 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова