Вечер посвящается
поздней любви композитора к Камилле Штёсловой.Яначек был предельно страстным во всем. Его музыка ошеломляет лихорадочной искренностью. Экспрессионизм Яначека — «противопоставление нежности и грубости, ярости и успокоения» (Милан Кундера). Воплощая действительность в каждом мгновении уходящего времени, он открывает новый мир: проза становится поэзией жизни, она дает новые побеги, свежий, родниковый вкус музыки.
Знакомство (1917) и любовь до конца своих дней (1928) к юной Камилле Штёсловой оплодотворяет небывалый взлет композитора. Страстный финал жизни дает почти все его шедевры: оперы («Катя Кабанова», «Лисичка-плутовка», «Средство Макропулоса», «Из мертвого дома»), вокальный цикл «Дневник исчезнувшего» (1919) и квартет «Интимные письма» (1928) — вершины любви. Яначеку исполняется 74. Реальные письма к возлюбленной пронзительны: «Я не могу утолить жажду поцелуев. Это как обжигающий огонь внутри меня, который разгорается все жарче и жарче» (июль 1928, за месяц до смерти). Эти признания предстают в квартете исповедью художника: страницы его откровений — одержимые до безумия речитативы о любви.
От неповторимой музыки Яначека — славянская меланхолия и тоска, чудные моравские мотивы и энергетика речи — перехватывает дыхание. Неудержимость и необратимость времени рождают светлую печаль: осень жизни и ее горизонтность. Бьющая как источник игра попевок — мелодический феномен Яначека: «Звуки, интонации человеческой речи означают для меня глубочайшую правду. Это мои окна в душу». Таков и «Дневник исчезнувшего» — поэма о первозданности мира и чувства. Звуковой поток Яначека обновляет жизнь души.
Михаил Мугинштейн
Спектакль «Интимный дневник» — диалог с композитором, который переживал одиночество, изолированность от мира: «Я вижу себя одним из несчастнейших людей, посмешищем судьбы» (письмо к Камилле во время создания цикла, 1918). Это новелла-фантазия о человеке исчезнувшем, укрывшемся от мира, в котором нарушены коммуникации между людьми и царит отчуждение. Здесь страх любви как несвободы и привязанности как зависимости. Страх оказывается сильнее естественного желания человеческой ласки, тепла, заботы. Мой Яничек тотально одинок, он запирается от реальности в мире книг и своих фантазий о любви. В контексте постановки он близок героине Кундеры, самого глубокого толкователя Яначека: «Против окружавшего ее мира грубости у нее было лишь единственное оружие: книги… Они давали ей возможность иллюзорного бегства из жизни… Они отличали ее от других». («Невыносимая легкость бытия»).
Екатерина Одегова, режиссер