Д. Шостакович
Симфония № 13

Серия «Дирижер Евгений Колобов»
Хор и оркестр театра Новая Опера
Дирижер Евгений Колобов
Хормейстер Сергей Лысенко
Запись осуществлена 21 мая 1995 года в Большом зале консерватории на Вечере памяти А.Д.Сахарова.
Дмитрий Шоста­ко­вич (1906–1975)  вели­кий ком­по­зи­тор, исклю­чи­тель­но ярко выра­зив­ший в музы­ке свое вре­мя. Творче­ское насле­дие Шоста­ко­ви­ча обшир­но и мно­го­гран­но. Оно вклю­ча­ет ора­то­рии, кон­цер­ты, опе­ры, бале­ты, квар­те­ты, вокаль­ные цик­лы, музы­ку к теат­раль­ным спек­так­лям и кино­филь­мам. Однако самым харак­тер­ным, опре­де­ля­ю­щим жан­ром для ком­по­зи­то­ра явля­ет­ся симфония.
 

Трина­дца­тая сим­фо­ния для баса, муж­ско­го хора и оркест­ра  это страст­ный про­тест про­тив наси­лия и дик­та­ту­ры. Пять частей сим­фо­нии соот­вет­ству­ют пяти актам древ­ней клас­си­че­ской тра­ге­дии. Солиру­ю­щий бас при­ни­ма­ет на себя функ­ции древ­не­го про­та­го­ни­ста, а хор басов под­чер­ки­ва­ют соци­аль­ный пафос произведения.

 

Симфо­ния напи­са­на на сти­хи поэта Евгения Евтушен­ко. В осно­ву пер­вой, наи­бо­лее слож­ной, тра­ги­че­ской, мно­го­пла­но­вой части поло­же­на поэ­ма-рек­ви­ем «Бабий Яр», напи­сан­ная в 1961 году. Это было пер­вое опуб­ли­ко­ван­ное в Совет­ском Союзе после смер­ти Стали­на про­из­ве­де­ние, откры­то направ­лен­ное про­тив анти­се­ми­тиз­ма. Основой после­ду­ю­щих четы­рех частей послу­жи­ла граж­дан­ская лири­ка Евтушен­ко. Вторая часть  скер­цо  полу­чи­ла назва­ние «Юмор», ибо толь­ко чув­ство юмо­ра помо­га­ло людям выжить. Третья часть  «В мага­зине»  пере­да­ет тяго­ты повсе­днев­ной жиз­ни. Четвер­тая, мед­лен­ная, часть  «Страхи». Здесь вос­про­из­ве­де­на гне­ту­щая атмо­сфе­ра ожи­да­ний аре­стов. Пятая часть  «Карье­ра»  типич­ный финал сонат­но­го цик­ла, свет­лый и все­ля­ю­щий надеж­ду. Здесь зву­чит тема веч­но­сти, обре­те­ния худож­ни­ком уте­ше­ния в творчестве.

 

Первое испол­не­ние Трина­дца­той сим­фо­нии состо­я­лось в Москве 18 декаб­ря 1962 года и ста­ло насто­я­щей сен­са­ци­ей. Оркест­ром Москов­ской филар­мо­нии дири­жи­ро­вал Кирилл Кондра­шин. По вос­по­ми­на­ни­ям совре­мен­ни­ка: «Когда умолк­ли послед­ние зву­ки в зале Москов­ской кон­сер­ва­то­рии, насту­пи­ла страш­ная пау­за, а потом раз­дал­ся стон. Зал под­нял­ся с мест. Люди пла­ка­ли и лико­ва­ли, как в день все­об­ще­го праздника».

 

Иной ока­за­лась реак­ция офи­ци­аль­ная. Властя­ми было сде­ла­но все, чтобы сорвать пре­мье­ру. Запрет на даль­ней­шее испол­не­ние сим­фо­нии был снят толь­ко после того, как Евтушен­ко внес изме­не­ния в текст по ука­за­нию сек­ре­та­ря по идео­ло­гии. Но цен­зу­ра не смог­ла изме­нить музы­ку, воз­вра­щав­шую людям почти забы­тое чув­ство чело­ве­че­ско­го досто­ин­ства. Симфо­ния обо­шла весь мир в пират­ской запи­си. Лишь спу­стя несколь­ко лет после пер­во­го испол­не­ния пар­тий­ное руко­вод­ство реши­ло выпу­стить пла­стин­ку, пар­ти­ту­ру изда­ли еще позже.

127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2024 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова