Дмитрий Шостакович (1906–1975)
— великий композитор, исключительно ярко выразивший в музыке свое время. Творческое наследие Шостаковича обширно и многогранно. Оно включает оратории, концерты, оперы, балеты, квартеты, вокальные циклы, музыку к театральным спектаклям и кинофильмам. Однако самым характерным, определяющим жанром для композитора является симфония.
Тринадцатая симфония для баса, мужского хора и оркестра — это страстный протест против насилия и диктатуры. Пять частей симфонии соответствуют пяти актам древней классической трагедии. Солирующий бас принимает на себя функции древнего протагониста, а хор басов подчеркивают социальный пафос произведения.
Симфония написана на стихи поэта Евгения Евтушенко. В основу первой, наиболее сложной, трагической, многоплановой части положена поэма-реквием «Бабий Яр», написанная в 1961 году. Это было первое опубликованное в Советском Союзе после смерти Сталина произведение, открыто направленное против антисемитизма. Основой последующих четырех частей послужила гражданская лирика Евтушенко. Вторая часть — скерцо — получила название «Юмор», ибо только чувство юмора помогало людям выжить. Третья часть — «В магазине» — передает тяготы повседневной жизни. Четвертая, медленная, часть — «Страхи». Здесь воспроизведена гнетущая атмосфера ожиданий арестов. Пятая часть — «Карьера» — типичный финал сонатного цикла, светлый и вселяющий надежду. Здесь звучит тема вечности, обретения художником утешения в творчестве.
Первое исполнение Тринадцатой симфонии состоялось в Москве 18 декабря 1962 года и стало настоящей сенсацией. Оркестром Московской филармонии дирижировал Кирилл Кондрашин. По воспоминаниям современника: «Когда умолкли последние звуки в зале Московской консерватории, наступила страшная пауза, а потом раздался стон. Зал поднялся с мест. Люди плакали и ликовали, как в день всеобщего праздника».
Иной оказалась реакция официальная. Властями было сделано все, чтобы сорвать премьеру. Запрет на дальнейшее исполнение симфонии был снят только после того, как Евтушенко внес изменения в текст по указанию секретаря по идеологии. Но цензура не смогла изменить музыку, возвращавшую людям почти забытое чувство человеческого достоинства. Симфония обошла весь мир в пиратской записи. Лишь спустя несколько лет после первого исполнения партийное руководство решило выпустить пластинку, партитуру издали еще позже.