Ф. Мендельсон
СИМФОНИЯ № 3, «ШОТЛАНДСКАЯ», ля минор op. 56
Ф. Шопен
КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ op. 21

Серия «Дирижер Евгений Колобов»
Дирижер Евгений Колобов
Солистка (фортепиано) Элисо Вирсаладзе
Цифровая реставрация выполнена с применением технологии HFDR®.
Цифровые обработки проведены с разрешением 32 бита.
Звукорежиссер-реставратор
Леонид Антонов
Музыкальный руководитель
Игорь Вепринцев
Цифровая реставрация
© 2006 Л.Антонов
Якоб Людвиг Феликс Мендель­сон-Бартольди (1809–1847)
Особен­но­стью твор­че­ства Ф.Мендель­со­на ста­ло соче­та­ние роман­ти­че­ских тен­ден­ций с клас­си­че­ски­ми тра­ди­ци­я­ми. Его музы­ка отли­ча­ет­ся осо­бой мело­дич­но­стью, мастер­ским исполь­зо­ва­ни­ем выра­зи­тель­ных средств, ясно­стью и завер­шен­но­стью формы.
Замысел «Шотланд­ской» сим­фо­нии воз­ник у ком­по­зи­то­ра после поезд­ки по Шотлан­дии. Суровый коло­рит дале­ко­го дико­го севе­ра и серых камен­ных раз­ва­лин сред­не­ве­ко­вья при­сущ музы­ке это­го про­из­ве­де­ния. Компо­зи­тор вос­про­из­вел свои впе­чат­ле­ния о Шотлан­дии: в пер­вой части мед­лен­ная бал­лад­ная тема посте­пен­но пере­рас­та­ет в бушу­ю­щую сти­хию север­ной при­ро­ды, во вто­рой части пред­ста­ет кар­ти­на народ­но­го весе­лья под зву­ки волы­нок, в тре­тьей  Мендель­сон пере­да­ет свои ощу­ще­ния от посе­ще­ния зам­ка Марии Стюарт, в кото­ром она была коро­но­ва­на, жила и люби­ла и где был убит ее воз­люб­лен­ный. В финаль­ной части вновь зву­чит бал­лад­ная тема вступ­ле­ния, посте­пен­но транс­фор­ми­ру­ясь в вели­ча­вый мажор­ный апофеоз.
«Шотланд­ская» сим­фо­ния не была закон­че­на сра­зу, лишь за пять лет до смер­ти ком­по­зи­тор завер­шил ее и опуб­ли­ко­вал под номе­ром 3. Впервые про­из­ве­де­ние про­зву­ча­ло 3 мар­та 1842 года в испол­не­нии оркест­ра Геван­д­ха­у­за в Лейпци­ге, за пуль­том сто­ял сам Мендельсон.
Спустя 150 лет после пер­во­го испол­не­ния сим­фо­нии выда­ю­щий­ся рос­сий­ский дири­жер Евгений Колобов испол­нил это про­из­ве­де­ние вме­сте с Россий­ским нацио­наль­ным оркест­ром в Большом зале Москов­ской кон­сер­ва­то­рии 18 мар­та 1992 г.
 


Фреде­рик Шопен (1810–1849)
Вся мно­го­кра­соч­ность роман­ти­че­ско­го миро­ощу­ще­ния вели­ко­го поль­ско­го ком­по­зи­то­ра и пиа­ни­ста выра­зи­лась в фор­те­пи­ан­ной музы­ке. В фор­те­пи­ан­ных про­из­ве­де­ни­ях Шопена гар­мо­нич­но спле­те­ны, каза­лось бы, несов­ме­сти­мые вещи: пла­мен­ное вооду­шев­ле­ние  и стро­гая логи­ка раз­ви­тия; интим­ная дове­ри­тель­ность  и сим­фо­ни­че­ские мас­шта­бы; арти­стизм, дове­ден­ный до ари­сто­кра­ти­че­ской изыс­кан­но­сти,  и пер­во­здан­ная чисто­та поль­ско­го фольк­ло­ра. Шопен  вели­кий нова­тор и в малых и в круп­ных про­из­ве­де­ни­ях: его мазур­ки, поло­не­зы, бал­ла­ды, фан­та­зии, скер­цо и осо­бен­но сона­ты по глу­бине содер­жа­ния и богат­ству обра­зов не усту­па­ют симфониям.
Второй кон­церт для фор­те­пи­а­но с оркест­ром, фа минор, напи­сан­ный Шопеном в два­дца­ти­лет­нем воз­расте, стал одним из ярких дости­же­ний ран­не­го эта­па твор­че­ства ком­по­зи­то­ра и вошел в сокро­вищ­ни­цу миро­вой кон­церт­ной фор­те­пи­ан­ной музыки.

 


Элисо Вирса­лад­зе  бли­ста­тель­ная рос­сий­ская пиа­нист­ка, кото­рая с пер­вых нот погру­жа­ет слу­ша­те­ля в атмо­сфе­ру чару­ю­щих полу­фан­та­сти­че­ских зву­ков. Её арти­сти­че­ская карье­ра про­дол­жа­ет­ся более четы­рех десятилетий.
Элисо Вирса­лад­зе ведет интен­сив­ную кон­церт­ную дея­тель­ность, высту­па­ет в луч­ших кон­церт­ных залах мира с соль­ны­ми про­грам­ма­ми и сов­мест­но со зна­ме­ни­ты­ми оркест­ра­ми и выда­ю­щи­ми­ся дири­же­ра­ми. Уделя­ет боль­шое вни­ма­ние ансам­бле­во­му музи­ци­ро­ва­нию, посто­ян­но сотруд­ни­чая с Н.Гутман, квар­те­та­ми им. А.П. Бороди­на и им. С.И. Танеева.
Пианист­ка награж­де­на Государ­ствен­ной пре­ми­ей Грузии (1983) и пре­ми­ей име­ни Р.Шумана (1976). В 1971 году ей при­суж­де­но почет­ное зва­ние  народ­ная артист­ка Грузин­ской ССР, а в 1989 году  народ­ная артист­ка СССР. В 2000 году она удо­сто­е­на Государ­ствен­ной пре­мии России.

127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2024 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова