Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)Особенностью творчества Ф.Мендельсона стало сочетание романтических тенденций с классическими традициями. Его музыка отличается особой мелодичностью, мастерским использованием выразительных средств, ясностью и завершенностью формы.
Замысел «Шотландской» симфонии возник у композитора после поездки по Шотландии. Суровый колорит далекого дикого севера и серых каменных развалин средневековья присущ музыке этого произведения. Композитор воспроизвел свои впечатления о Шотландии: в первой части медленная балладная тема постепенно перерастает в бушующую стихию северной природы, во второй части предстает картина народного веселья под звуки волынок, в третьей
— Мендельсон передает свои ощущения от посещения замка Марии Стюарт, в котором она была коронована, жила и любила и где был убит ее возлюбленный. В финальной части вновь звучит балладная тема вступления, постепенно трансформируясь в величавый мажорный апофеоз.
«Шотландская» симфония не была закончена сразу, лишь за пять лет до смерти композитор завершил ее и опубликовал под номером 3. Впервые произведение прозвучало 3 марта 1842 года в исполнении оркестра Гевандхауза в Лейпциге, за пультом стоял сам Мендельсон.
Спустя 150 лет после первого исполнения симфонии выдающийся российский дирижер Евгений Колобов исполнил это произведение вместе с Российским национальным оркестром в Большом зале Московской консерватории 18 марта 1992 г.
Фредерик Шопен (1810–1849)
Вся многокрасочность романтического мироощущения великого польского композитора и пианиста выразилась в фортепианной музыке. В фортепианных произведениях Шопена гармонично сплетены, казалось бы, несовместимые вещи: пламенное воодушевление — и строгая логика развития; интимная доверительность — и симфонические масштабы; артистизм, доведенный до аристократической изысканности, — и первозданная чистота польского фольклора. Шопен — великий новатор и в малых и в крупных произведениях: его мазурки, полонезы, баллады, фантазии, скерцо и особенно сонаты по глубине содержания и богатству образов не уступают симфониям.
Второй концерт для фортепиано с оркестром, фа минор, написанный Шопеном в двадцатилетнем возрасте, стал одним из ярких достижений раннего этапа творчества композитора и вошел в сокровищницу мировой концертной фортепианной музыки.
Элисо Вирсаладзе — блистательная российская пианистка, которая с первых нот погружает слушателя в атмосферу чарующих полуфантастических звуков. Её артистическая карьера продолжается более четырех десятилетий.
Элисо Вирсаладзе ведет интенсивную концертную деятельность, выступает в лучших концертных залах мира с сольными программами и совместно со знаменитыми оркестрами и выдающимися дирижерами. Уделяет большое внимание ансамблевому музицированию, постоянно сотрудничая с Н.Гутман, квартетами им. А.П. Бородина и им. С.И. Танеева.
Пианистка награждена Государственной премией Грузии (1983) и премией имени Р.Шумана (1976). В 1971 году ей присуждено почетное звание — народная артистка Грузинской ССР, а в 1989 году — народная артистка СССР. В 2000 году она удостоена Государственной премии России.