В программе
— произведения
И. Брамса:
«Песни Марии», op. 22
Мотеты, op. 74, op. 110
Тринадцать канонов, op. 113
Пять песен для мужского хора, op. 41
«Я влюблен в музыку, мыслю только ею… Если так пойдет и дальше, я превращусь в аккорд и исчезну в небесах».
Эти строки принадлежат перу Иоганнеса Брамса (1833–1897). Письмо было адресовано любимой женщине, с которой он так никогда и не соединился, — пианистке Кларе Шуман. Молодой Брамс боготворил Клару и ее мужа Роберта Шумана, их семья была для него идеалом. Вскоре после смерти мужа Клара с детьми переехала в Берлин, а Брамс принял предложение из небольшого города Детмольда — его давно приглашали работать при княжеском дворе. Композитор любил прогулки в соседнем Тевтобургском лесу, где он мог уединиться и собраться с мыслями. Служба при дворе позволила Брамсу получить ценные практические навыки. Его особенно привлекала работа с хором — именно здесь он погрузился в изучение хоровой музыки старых мастеров. Под руководством Брамса коллектив исполнял самую разную музыку: от обработок народных песен до кантат И.С. Баха, «Мессии» Г.Ф. Генделя, сочинений В.А. Моцарта, Р. Шумана и других.
В концерте Камерного хора Новой Оперы прозвучат различные хоровые произведения Брамса. Некоторые из них были написаны вскоре после отъезда из Детмольда («Песни Марии» и ряд канонов из ор. 113), другие — гораздо позже. Идея концерта, с одной стороны, — поляризация мужского и женского миров (в программу вошли сочинения и для смешанного хора, и для женского, и единственное сочинение Брамса для мужского хора), а с другой — синтез этих двух миров в теме любви.