«Я написал ту музыку, которую вызвал этот текст, а не ту, которую хотел сам»,
— говорил Альфред Шнитке о своем
Концерте для хора (1984–1985). Стимулом к созданию произведения послужил литературный первоисточник
— «Книга скорбных песнопений» средневекового армянского поэта-монаха, философа, богослова Григора Нарекаци (951–1003). Это самое крупное его поэтическое произведение, состоящее из 95 глав-молитв, обращенных к Богу и Богоматери. Поэзия Нарекаци глубоко «библеична», пронизана образами и темами Священного Писания. При этом ее отличает интимный, личный характер. В «Книге скорбных песнопений» события обоих Заветов служат отправной точкой для раздумий о жизни, о несовершенстве и греховности человека. Это доверительная беседа, которую ведет с Богом душа, исполненная покаяния и жажды чистоты. В основу Концерта положена 3-я глава «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци в переводе Наума Гребнева.
При всей современной остроте музыкального языка Концерт для хора отличает особая глубинная почвенность, которая проявляется в опоре на древнейшие пласты музыкального мышления. В произведении нет цитат, но дух средневековых армянских песнопений все время присутствует, напоминая о себе отдельными интонационными оборотами, общим складом хоровой фактуры. Но еще больше здесь ощущаются русские корни — это, прежде всего, хоровые концерты русских композиторов XVIII века и шире — русская хоровая культура.
Юлия Сенюкова, главный хормейстер: «Лет двадцать назад я участвовала в исполнении, а затем и записи Концерта Шнитке — в составе Камерного хора под управлением Бориса Тевлина. Мы пели Концерт Шнитке и в США, когда представляли Россию на хоровом форуме. Спустя годы мне захотелось вспомнить это сочинение, вернуться к нему уже в другом качестве. Кстати, на репетициях я нередко ловлю себя на мысли, что веду некий внутренний диалог со своим уже ушедшим учителем — Борисом Григорьевичем Тевлиным».
Алексей Вэйро, режиссер: «В концепции фестиваля «Иное. 3» Концерт Шнитке на стихи Г. Нарекаци — это некий вход, врата. Здесь рождается образ человека, узнавшего, что Бог есть; начало движения от реальности к чему-то Абсолютному, идеальному, выстраивание для себя перспективы, этого пути-приключения от истока к будущей кульминации».