«Подобно тому, как рыбу надо мерить, не принимая в расчет головы и хвоста, так и женщин надо разглядывать, не обращая внимания на их прическу и башмаки» (Жан де Лабрюйер, французский философ).
Любовное и комическое начала в опере часто идут рука об руку. Один из ярких примеров — увлекательная романтическая комедия «Марта, или Ричмондская ярмарка» (1847) немецкого композитора Фридриха фон Флотова (1812–1883). Изящная, динамичная, колоритная, с незатейливым сюжетом и запоминающимися мелодиями, «Марта» быстро обрела невероятную популярность в Европе.
Основа либретто (его автор — либреттист Фридрих Вильгельм Ризе — работал под псевдонимом Вильгельм Фридрих) — балет-пантомима «Леди Гариетт, или Служанка из Гринвича» (1844). Действие происходит в Англии начала XVIII века. Устав от скуки в роскошных апартаментах, леди Гариетт (почетная фрейлина королевы Анны) и ее фрейлина Нэнси придумали себе развлечение: переодевшись в деревенские одежды, они отправились на ярмарку служанок в Ричмонде. Оказавшись в центре шумной сельской карусели, мнимые крестьянки увлеклись преображением настолько, что забыли о своем светском положении и в шутку нанялись на работу к молодым фермерам Лионелю и Плюмкетту. Опомнившись и попытавшись увернуться от безобидного розыгрыша, барышни оказались в ловушке: на ярмарке введен новый закон, и теперь они обязаны отработать заключенный контракт в течение года…
Премьера оперы состоялась в 1847 году в Венском Театре у Каринтийских ворот, на следующий год сочинение стало дирижерским дебютом Ференца Листа в Веймаре, а первая русская постановка прошла в Большом театре в 1856 году.
В Новой Опере концертная версия оперы «Марта, или Ричмондская ярмарка» пройдет под управлением заслуженного артиста РФ и Республики Абхазия, лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» и премии города Москвы в области литературы и искусства Феликса Коробова.