В духовной музыке XX века отразился противоречивый опыт столетия: величие, низость, страшные катастрофы, ставшие угрозой человечеству, поиски Бога, мольбы о вечной гармонии из глубин хаоса и безверия. Наряду с вполне традиционной литургической музыкой, появились и духовные сочинения, синтезирующие элементы различных стилей, жанров, традиций.
Одним из главных революционеров духовной музыки XX века (как, впрочем, и музыкального искусства столетия в целом) стал Игорь Федорович Стравинский (1882–1971). Само звучание священных текстов, музыка языка во многих случаях были для него важнее смысла слов. Симфония псалмов для хора и оркестра в трех частях написана в 1930 году по заказу легендарного Бостонского симфонического оркестра, отмечавшего 50-летие со дня основания. Автора не ограничивали в выборе жанра и тематики, и он создал нечто синтетическое, с характерными чертами симфонического и вокального произведения: «Я считал, что симфония должна быть произведением с большим контрапунктическим развитием, для чего необходимо было расширить средства, которыми я мог бы располагать. В итоге я остановился на хоровом и инструментальном ансамбле, в котором оба эти элемента были бы равноценны и ни один не преобладал над другим». Стравинский использовал тексты трех псалмов: 38-го (о мольбах грешника к Всевышнему, Его милосердии и спасении), 39-го (о благодарности за милость) и 150-го (прославление Господа). Контраст земли и неба, суровости, аскетичности и неотмирной красоты — подчеркнут характерным составом оркестра: исключены высокие струнные (скрипки, альты), а также кларнеты, а партии сопрано и альтов в хоре переданы детским голосам. Премьера сочинения прошла в Брюсселе под управлением Эрнеста Ансерме (декабрь 1939) и почти одновременно — в Бостоне, под управлением Сергея Кусевицкого.
Духовные сочинения Леонарда Бернстайна (1918–1990) обращаются скорее к духу, а не букве богослужения. Характерный пример — Месса (1971), в которой к традиционному хору, оркестру, солистам добавлены духовой оркестр, рок-группа, уличные певцы и танцоры. Чичестерские псалмы для смешанного хора, голоса мальчика (детское сопрано) и оркестра в трех частях написаны в 1965 году. В этом же году в Вене состоялась премьера произведения под управлением автора. Сочинение названо в честь кафедрального хора английского города Чичестера и предназначалось для исполнения именно этим коллективом. Литературным источником послужили Псалмы Давида на древнееврейском языке. Музыкальный язык сочинения типичен для Бернстайна: изощренный ритм, броские контрасты-сопоставления музыкального языка академической музыки, рок- и масс-культуры.
Эндрю Ллойд Уэббер (р. 1948) посвятил свой Реквием памяти отца, скончавшегося в 1982 году. В каждой ноте угадывается гениальный автор мюзиклов. Но Реквием Ллойда Уэббера органично сочетает элементы прикладной и академической музыки. Сочинение написано для органа, синтезатора, симфонического оркестра (в струнной секции исключены скрипки; в деревянной духовой — введены саксофоны; значительно расширен состав ударных), смешанного хора и трех солистов (тенор, сопрано, детское сопрано). Премьера под управлением Лорина Маазеля прошла 24 февраля 1985 года; солировали Пласидо Доминго, Сара Брайтман, Пол Майлс-Кингстон. В 1986 году сочинение было удостоено премии «Грэмми» за лучшую современную классическую композицию.