В программе:
Э. СатиГимнопедии №1, №3 (оркестровка К.
Дебюсси)
Гносьенна №3 (оркестровка Ф.
Пуленка)
«Парад», балет
Музыка к кинофильму Р.
Клера «Антракт» (переложение для фортепиано в четыре руки)
Ф. Пуленк
«Человеческий голос», одноактная опера
Концерт проходит при поддержке Французского института
при посольстве Франции в России
В этом году музыкальный мир отмечает 150-летие со Дня рождения Эрика Сати (1866–1925) — одного из самых парадоксальных и самобытных французских композиторов. На рубеже XIX–XX столетий Сати стал своеобразным индикатором обновления, мгновенно реагировавшим на новые веяния и определявшим пути развития музыкальной культуры.
Ян Латам-Кёниг, главный дирижер театра:
Я давно хотел исполнить эту программу в Москве, и юбилей Сати дал такую возможность. Я восхищаюсь обоими композиторами: и Сати, и Пуленком. Сати оказал большое влияние на Пуленка, был своего рода «музыкальным отцом» для него.
Программа этого концерта — особенная, я бы назвал ее мультимедийной. Начнем мы с чистой инструментальной музыки: прозвучат две Гимнопедии Сати в оркестровке Дебюсси и Гносьенна №3 в оркестровке Пуленка. Также мы представим балет «Парад» Эрика Сати с хореографией Марианны Рыжкиной — балетмейстера, примы-балерины Большого театра. В постановке примут участие сама Марианна и несколько приглашенных артистов балета, а также два цирковых акробата. Это не будет воспроизведением первоначальной хореографии Мясина, мы сделаем что-то новое, но в духе Сати.
Затем будет показан немой фильм «Антракт», который является частью балета «Релаш» Эрика Сати. Это сюрреалистический фильм, в начале которого мы можем увидеть самого Сати вместе с художником-дадаистом Франсисом Пикабиа. Музыку к фильму, как и к балету, написал Сати. Мы с Натальей Казаковой исполним ее в переложении для фортепиано в четыре руки Дариуса Мийо.
Во втором отделении концерта прозвучит моноопера Франсиса Пуленка «Человеческий голос» — монолог молодой девушки, покинутой ее возлюбленным. Она разговаривает с ним по телефону в последний раз. Партию героини исполнит молодая французская сопрано Натали Годфруа, с которой я представлял это произведение во Франции и Бельгии. Этим концертом мне хотелось показать, какое большое влияние Франция оказала на мировую культуру первой половины ХХ века.
Балет, опера, симфоническая музыка и фильм в один вечер — это фантастика!