«Жанна д‘ Арк» (1845), созданная по драме Ф.
Шиллера «Орлеанская дева»,
— седьмая опера Дж.
Верди. В ней национальная героиня Франции погибает не на костре, а в сражении, к тому же либреттист Темистокле Солера, приспособив шиллеровскую драму к оперной сцене, ввел любовную линию Жанны и французского короля. В музыке «Жанны д‘ Арк» фресковость и героика ранних опер Верди сочетается с приметами большой французской оперы. К лучшим страницам произведения относятся увертюра и великолепные хоры.
На премьере в миланском Ла Скала 15 февраля 1845 года «Жанна д‘ Арк» прошла с большим успехом; заглавную партию исполнила Эрминия Фреццолини, для которой она и была написана. В дальнейшем в роли Жанны выступали такие знаменитые певицы, как Тереза Штольц и Аделина Патти, а в XX веке в записи оперы приняла участие Монсеррат Кабалье. Вместе с тем, сценическая судьба этой оперы Верди оказалась не слишком благополучной: она редко ставится в театре и исполняется в концертном варианте. В Москве «Жанна д‘ Арк» в концертной версии звучала лишь однажды 10 лет назад.
Новая Опера вновь открывает публике «неизвестного» Верди. В предыдущие годы на сцене театра звучали «Двое Фоскари» и «Ломбардцы», нынешний Крещенский фестиваль представляет «Жанну д‘ Арк». За дирижерским пультом — Михаэль Гюттлер, работавший в театрах Земперопер в Дрездене и Немецкая опера в Берлине, Ла Фениче в Венеции и Парижская национальная опера. Ныне он — главный дирижер Финской национальной оперы и постоянный приглашенный дирижер Мариинского театра.
Михаэль Гюттлер:
Профессия: дирижер
Задача дирижера — соединить свои знания, чувства, понимание музыки с знаниями, чувствами и исполнительским искусством оркестра… Увлекать, вести, объединять, играть, существовать в этой музыке, парить над ней. И получать от этого несказанное удовольствие. Кроме того, дирижирование — особое искусство чувствовать те моменты, в которые не следует мешать оркестру.