К 175-летию со Дня рождения П.И.
Чайковского (1840–1893)
Опера сильных страстей, напряженных конфликтов, «Мазепа» — одна из вершин творчества П.И. Чайковского. Драматическая мощь (образы Кочубея, Любови, Мазепы) сочетается в ней с проникновенным лиризмом (Мария, Андрей), острой характерностью (Пьяный казак), жанрово-бытовыми, обрядовыми сценами. В «Мазепе» мы найдём единственную в оперном творчестве Чайковского симфоническую картину — «Полтавский бой» (антракт к III действию). Замысел оперы по поэме А.С. Пушкина «Полтава» (1828) возник летом 1881 года, когда композитор отдыхал на Украине, в Каменке. Через два года опера на либретто В.П. Буренина (1841–1926) была закончена. Московская премьера состоялась в Большом театре 3 (15) февраля 1884 года, петербургская — в Мариинском театре 7 (19) февраля того же года. В Новой Опере «Мазепа» звучит впервые под управлением Евгения Самойлова.
Евгений Самойлов:
«Мазепа» очень редко ставится в театре, она остается несколько в тени общепризнанных шедевров Чайковского, «Пиковой дамы», «Евгения Онегина», «Иоланты». Музыка «Мазепы» необычайно красива, музыкальный материал очень богат. Тема оперы сейчас особенно актуальна: дело не только в желании независимости, но и в том, какой ценой достигается эта цель. Пример — титульный персонаж, Мазепа. В опере он подробно обрисован как лирический герой, но далеко не всегда он поступает достойно. Мазепа хочет властвовать и наживаться за счет других. Он считает, что властитель должен быть именно таким: бескомпромиссным, властным, беспощадным. «Мазепа» — многогранное и богатое сочинение, позволяющее ярко проявить себя всем участникам: и солистам, и хору, и, оркестру, и конечно, дирижеру.
Профессия: дирижер
Дирижер — человек, заставляющий всех музыкантов объединиться, мотор, движущая сила музыки и исполнителей, а также проводник между композиторским замыслом и публикой.