«Демон» Рубинштейна на Днях Культуры Москвы в Карлсруэ (09.05.2006)


«Померк­ла сла­ва Большо­го теат­ра, сего­дня спрос на совсем новые, луч­шие опер­ные силы Москвы»,  так или при­мер­но так гла­си­ла мол­ва, когда в про­грам­ме Дней куль­ту­ры Москвы в Карлсруэ было заяв­ле­но о Новой Опере.

Вместо запы­лен­ной совет­ской эсте­ти­ки ожи­да­лось све­жее вея­ние музы­каль­но­го теат­ра, как толь­ко труп­па Новой Оперы из Москвы пере­сту­пи­ла порог Баден­ской государ­ствен­ной опе­ры с заяв­лен­ным рари­те­том  «Демон» Антона Григорь­е­ви­ча Рубин­штей­на. Написан­ный в 1871 году, он ни разу не был испол­нен на немец­кой сцене, несмот­ря на то, что еще про­слав­лен­ный Шаляпин испол­нял пар­тию Князя Гудала, а потом во мно­гих теат­рах мира с неиз­мен­ным успе­хом пар­тию Демона. Густав Малер дири­жи­ро­вал этой опе­рой в 1899 году в Вене, в 1922 году «Демона» ста­ви­ли в Нью-Йорке. Теперь и Карлсруэ обо­га­ти­лось зна­ком­ством с этим про­из­ве­де­ни­ем, кото­рое мно­гие иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют клю­че­вым в исто­рии рус­ской музыки.
Зрите­ли мог­ли оце­нить сра­зу две вещи: содер­жа­ние про­из­ве­де­ния и новые худо­же­ствен­ные тен­ден­ции, под­дер­жан­ные в 1991 году мэром горо­да Москвы Юрием Лужко­вым. Гастро­ли в любом слу­чае име­ли бы успех, даже если бы не уда­лось обес­пе­чить уста­нов­ку всех тех­ни­че­ских и худо­же­ствен­ных нахо­док театра.


С само­го нача­ла высо­ко­та­лант­ли­вая игра оркест­ра дала понять, что на Западе напрас­но так дол­го не обра­ща­ли вни­ма­ния на эту восточ­ную наход­ку. [...] Удиви­тель­но под­черк­ну­тый лири­ко-поэ­ти­че­ский тон «Демона» напол­нил все про­стран­ство в ожи­да­нии диа­ло­га глав­но­го героя и кня­же­ской доче­ри Тамары в тре­тьем акте, когда всту­па­ет оркестр и хор  даже толь­ко ради это­го момен­та сто­и­ло послу­шать оперу.

Ее сюжет пред­став­ля­ет собой син­тез идей «Фауста», «Летуче­го гол­ланд­ца» и леген­ды о Демоне. Мы нахо­дим­ся в жут­ком состо­я­нии жало­сти к Демону, влюб­лен­но­му в Тамару, но к кон­цу все же выс­шие силы осво­бож­да­ют из ада обра­щен­ных к Богу. Это напо­ми­на­ет нам Вагне­ра, кото­ро­го, воз­мож­но, слу­шал Лермон­тов, когда писал «Демона».


Наход­кой, конеч­но, явля­ет­ся паря­щий в метал­ли­че­ской кон­струк­ции Демон (силь­ный бари­тон Василий Святкин). Необык­но­вен­но зву­чал голос сопра­но Татья­ны Смирно­вой, бле­стя­ще выгля­де­ло мец­цо Ирины Ромишев­ской в роли Ангела, пар­тия Князя солид­но испол­не­на тено­ром Алексан­дром Сквар­ко. Другие пар­тии так­же были пред­став­ле­ны заме­ча­тель­ны­ми голо­са­ми. Оркестр, зву­чав­ший под управ­ле­ни­ем Валерия Крицко­ва на самом высо­ком уровне, еще более уси­ли­вал впе­чат­ле­ние от спектакля.
….....................................................… Ульрих Хартманн, 11.05.06

 

9 и 10 мая 2006 г. в спек­так­лях участвовали:
Демон  Василий СВЯТКИН, Анджей БЕЛЕЦКИЙ
Тамара  Татья­на СМИРНОВА, Эльви­ра ХОХЛОВА
Князь Гудал  Влади­мир КУДАШЕВ
Князь Синодал - Александр СКВАРКО
Ангел  Ирина РОМИШЕВСКАЯ
Няня - Александра САУЛЬСКАЯ-ШУЛЯТЬЕВА
Старый слу­га  Виталий ЕФАНОВ
Гонец  Михаил ВОРОБЬЕВ
Дирижер Валерий КРИЦКОВ

 

11 мая арти­сты теат­ра пред­ста­ви­ли кон­церт, в кото­ром испол­ни­ли «Картин­ки с выстав­ки» М.П. Мусорг­ско­го, кан­та­ту "«Весна» С.В. Рахма­ни­но­ва и «Москва» П.И. Чайковского


Блестя­щий оркестр, кото­рый уже за про­шед­шие два дня высту­пил во всем сво­ем вели­ко­ле­пии в «Демоне» А.Г. Рубин­штей­на, под управ­ле­ни­ем дири­же­ра Е.Самой­ло­ва пока­зал себя кон­цен­три­ро­ван­но и тех­ни­че­ски уве­рен­но. Здесь цар­ству­ют тем­пе­ра­мент и эмо­ции. Аплодис­мен­та­ми, кри­ка­ми «Браво!» и топо­том бла­го­да­ри­ла гостей пуб­ли­ка за эти пре­крас­ные минуты.[...]
После антрак­та моск­ви­чи пред­ста­ви­ли пуб­ли­ке два шедев­ра. «Весен­няя кан­та­та» С.В. Рахма­ни­но­ва для бари­то­на и хора, была напи­са­на ком­по­зи­то­ром на сти­хи Н.Некра­со­ва и впер­вые испол­не­на в 1902 году. В пер­вой и тре­тьей части отра­же­ны кар­ти­ны при­ро­ды, в сред­ней части солист ведет моно­лог, раз­мыш­ляя о том, про­стить ли ему изме­ну супру­ги. Баритон Виталий Билый и хор Новой Оперы пока­за­ли себя с самой луч­шей сто­ро­ны и завер­ши­ли вечер дра­ма­ти­че­ски ярко и кра­соч­но кан­та­той П.И. Чайков­ско­го «Москва».
Канта­та «Москва» была сочи­не­на по слу­чаю коро­но­ва­ния царя Александра III. Особен­но силь­ное впе­чат­ле­ние про­из­ве­ли моно­лог бари­то­на и вто­рое ари­о­зо мец­цо-сопра­но, потря­са­ю­ще испол­нен­ные соли­ста­ми В.Билым и Е.Свечни­ко­вой, а так­же хор, высту­пив­ший великолепно.
…...........… Манфред Крафт, газе­та «Новости Бадена», 14.05.06

 


127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2024 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова