| «Демон» Рубинштейна на Днях Культуры Москвы в Карлсруэ (09.05.2006) «Померкла слава Большого театра, сегодня спрос на совсем новые, лучшие оперные силы Москвы», — так или примерно так гласила молва, когда в программе Дней культуры Москвы в Карлсруэ было заявлено о Новой Опере.Вместо запыленной советской эстетики ожидалось свежее веяние музыкального театра, как только труппа Новой Оперы из Москвы переступила порог Баденской государственной оперы с заявленным раритетом — «Демон» Антона Григорьевича Рубинштейна. Написанный в 1871 году, он ни разу не был исполнен на немецкой сцене, несмотря на то, что еще прославленный Шаляпин исполнял партию Князя Гудала, а потом во многих театрах мира с неизменным успехом партию Демона. Густав Малер дирижировал этой оперой в 1899 году в Вене, в 1922 году «Демона» ставили в Нью-Йорке. Теперь и Карлсруэ обогатилось знакомством с этим произведением, которое многие исследователи считают ключевым в истории русской музыки. Зрители могли оценить сразу две вещи: содержание произведения и новые художественные тенденции, поддержанные в 1991 году мэром города Москвы Юрием Лужковым. Гастроли в любом случае имели бы успех, даже если бы не удалось обеспечить установку всех технических и художественных находок театра. С самого начала высокоталантливая игра оркестра дала понять, что на Западе напрасно так долго не обращали внимания на эту восточную находку. [...] Удивительно подчеркнутый лирико-поэтический тон «Демона» наполнил все пространство в ожидании диалога главного героя и княжеской дочери Тамары в третьем акте, когда вступает оркестр и хор — даже только ради этого момента стоило послушать оперу.
Ее сюжет представляет собой синтез идей «Фауста», «Летучего голландца» и легенды о Демоне. Мы находимся в жутком состоянии жалости к Демону, влюбленному в Тамару, но к концу все же высшие силы освобождают из ада обращенных к Богу. Это напоминает нам Вагнера, которого, возможно, слушал Лермонтов, когда писал «Демона». Находкой, конечно, является парящий в металлической конструкции Демон (сильный баритон Василий Святкин). Необыкновенно звучал голос сопрано Татьяны Смирновой, блестяще выглядело меццо Ирины Ромишевской в роли Ангела, партия Князя солидно исполнена тенором Александром Скварко. Другие партии также были представлены замечательными голосами. Оркестр, звучавший под управлением Валерия Крицкова на самом высоком уровне, еще более усиливал впечатление от спектакля. ….....................................................… Ульрих Хартманн, 11.05.06
9 и 10 мая 2006 г. в спектаклях участвовали: Демон — Василий СВЯТКИН, Анджей БЕЛЕЦКИЙ Тамара — Татьяна СМИРНОВА, Эльвира ХОХЛОВА Князь Гудал — Владимир КУДАШЕВ Князь Синодал - Александр СКВАРКО Ангел — Ирина РОМИШЕВСКАЯ Няня - Александра САУЛЬСКАЯ-ШУЛЯТЬЕВА Старый слуга — Виталий ЕФАНОВ Гонец — Михаил ВОРОБЬЕВ Дирижер Валерий КРИЦКОВ 11 мая артисты театра представили концерт, в котором исполнили «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, кантату "«Весна» С.В. Рахманинова и «Москва» П.И. Чайковского Блестящий оркестр, который уже за прошедшие два дня выступил во всем своем великолепии в «Демоне» А.Г. Рубинштейна, под управлением дирижера Е.Самойлова показал себя концентрированно и технически уверенно. Здесь царствуют темперамент и эмоции. Аплодисментами, криками «Браво!» и топотом благодарила гостей публика за эти прекрасные минуты.[...] После антракта москвичи представили публике два шедевра. «Весенняя кантата» С.В. Рахманинова для баритона и хора, была написана композитором на стихи Н.Некрасова и впервые исполнена в 1902 году. В первой и третьей части отражены картины природы, в средней части солист ведет монолог, размышляя о том, простить ли ему измену супруги. Баритон Виталий Билый и хор Новой Оперы показали себя с самой лучшей стороны и завершили вечер драматически ярко и красочно кантатой П.И. Чайковского «Москва». Кантата «Москва» была сочинена по случаю коронования царя Александра III. Особенно сильное впечатление произвели монолог баритона и второе ариозо меццо-сопрано, потрясающе исполненные солистами В.Билым и Е.Свечниковой, а также хор, выступивший великолепно. …...........… Манфред Крафт, газета «Новости Бадена», 14.05.06
|