Густав Малер (1860–1911)
— выдающийся австрийский композитор и дирижер-симфонист, автор монументальных оркестровых произведений, один из крупнейших оперных и симфонических дирижеров.
Четвертая симфония была написана Густавом Малером в 1900 году и завершила трилогию (симфонии №№2–4), связанную с его вокальным циклом «Волшебный рог мальчика». Философская идея трилогии — мысль о смерти как о начале вечной жизни — в Четвертой симфонии связана с инфантильным миром ребенка. Однако идилличность и, казалось бы, безоблачность музыки — мнимые. Текст песни, лежащей в основе симфонии, раскрывает смысл всего произведения: это только грезы ребенка о райской жизни.
Певучие, классически ясные, в духе Гайдна и Моцарта, мелодии первой части, Scherzo второй части, напоминающее венский лендлер, и близкое бетховенским Adagio третьей части — гармонично «встроены» в характерную для Малера насыщенную и противоречивую партитуру. В финале женский голос (сопрано) поет песню на слова Арнима и Брентано из «Волшебного рога мальчика» в духе наивной пасторали.
В драматической эстетике симфонизма Густава Малера Четвертая симфония — это прощальный взгляд в сторону собственных и, возможно, общечеловеческих романтических иллюзий, брошенный большим художником, находящимся в постоянном, всегда неповторимом и титаническом поиске Истины.
_______________________________________________________________
Симфония №4 Г.Малера была исполнена оркестром театра Новая Опера под управлением Юрия Темирканова на открытии музыкального фестиваля «Крещенская неделя в Новой Опере», посвященного 60-летию Евгения Колобова (1946–2003). Творческая дружба связывала Евгения Колобова и Юрия Темирканова в период их работы в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Юрий Темирканов — главный дирижер и художественный руководитель Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и Балтиморского симфонического оркестра — работал с ведущими симфоническими оркестрами мира: Лондонским Королевским филармоническим оркестром, Датским национальным симфоническим оркестром, оркестрами Берлинской, Венской филармоний, Дрезденской Государственной капеллы, Королевским оркестром Концертгебау (Амстердам), Национальным оркестром Франции, оркестром Санта Чечилия (Рим), оркестрами США: Нью-Йоркским, Кливлендским, Чикагским, Филадельфийским и Сан-Францисским. Являясь главным приглашенным дирижером Новой Оперы, маэстро регулярно выступает на сцене театра с симфоническими программами. Юрий Темирканов поддерживает Фонд Евгения Колобова, являясь инициатором создания и спонсором премии фонда «За беззаветное служение оперному искусству», которая ежегодно вручается артистам и музыкантам Новой Оперы, приумножающим славу театра.