Все, что нас восхищает в Вагнере,
принадлежит, в сущности, к разряду
симфонической музыки…
П. И. Чайковский
Рихард Вагнер (1813–1883) — немецкий композитор, дирижер, драматург, публицист, выдающийся деятель музыкального искусства второй половины XIX века, реформатор оперного жанра, создатель «музыкальной драмы», в которой осуществляется синтез философско-поэтического, музыкального и драматического начала.
Вагнер — автор 13 опер, в большинстве которых воссоздаются легенды и предания немецкого народа. В их числе «Риенци», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Парсифаль», тетралогия «Кольцо нибелунга».
Хенк де Влиегер (р. 1953) — голландский композитор и музыкант. Ему принадлежат ряд оригинальных композиций, музыкальные переложения классических произведений для театра и кино, аранжировки для ансамбля ударных инструментов.
Окончив Роттердамскую консерваторию, Х. де Влиегер работал ударником в оркестрах Нидерландской радиовещательной корпорации, затем был ведущим исполнителем на ударных инструментах в Филармоническом оркестре Нидерландского радио (1987–2002).
По заказу оркестра Нидерландского радио Хенк де Влиегер создал симфонические компиляции опер Рихарда Вагнера: «Кольцо — оркестровое приключение», «Парсифаль — оркестровые поиски», «Тристан и Изольда — оркестровые страсти». Они с успехом исполняются различными симфоническими оркестрами на крупнейших концертных площадках мира: в Голландии, Германии, Швеции, Австрии, Болгарии, США, Японии, России.
«Мейстерзингер — оркестровое приношение» — четвертая вагнеровская аранжировка Хенка де Влиегера — завершена в 2005 г. и впервые исполнена оркестром театра Новая Опера под управлением Эри Класа в сентябре 2006 г.
В основе симфонической компиляции Хенка де Влиегера «Мейстерзингер» — опера Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1868), повествующая о жизни и искусстве нюрнбергских мастеров пения XVI столетия. В центре произведения — певческий турнир; наградой победителю служит рука прекрасной девушки. В лице главных героев оперы — молодого рыцаря Вальтера Штольцинга, с одной стороны, и мастеров пения, с другой, — сталкиваются неудержимый гений и полная условностей традиция. Примиряет оба эти начала величайший из мейстерзингеров, поэт-башмачник Ганс Сакс, олицетворяющий народный творческий дух.
Многоплановость действия нашла выражение в музыке оперы, опирающейся на традиции немецкой песенной и — шире — музыкальной культуры. Хотя эта опера считается одной из самых «песенных» у Вагнера, огромную роль в ней играет оркестр. Он является носителем смысла действия — именно в оркестре чаще всего звучат основные музыкальные темы — лейтмотивы, которые становятся символами персонажей, ситуаций и обобщенных идей.
Симфоническая фантазия «Мейстерзингер» включает 11 эпизодов образующих своеобразную концентрическую композицию. Выбрав важнейшие фрагменты оперы Вагнера, Х. де Влиегер помещает их в новый контекст.