Новая Опера представляет концерт солисток театра
— заслуженных артисток России Эльвиры Хохловой (сопрано) и Маргариты Некрасовой (меццо-сопрано). Идея концерта, во многом, выражена в его заголовке.
Людвиг (Луи) Шпор (1784–1859) считается одним из первых композиторов-романтиков. Его стиль и язык соединяют тенденции романтического XIX века с Классицизмом и даже Барокко. В частности, Шпор уделял внимание разнообразным камерным ансамблям для струнных и духовых, иногда с участием фортепиано (он автор трио, квартетов, квинтетов, секстетов, септета, октета и нонета!). Шесть немецких песен для голоса, кларнета и фортепиано, ор. 103 (1837) написаны в традиции романтической немецкой Lied. Состав, на первый взгляд, не совсем обычен — голос, фортепиано и кларнет, однако у Шпора мы встречаем и более «экзотические» варианты (песни для голоса, скрипки и фортепиано, для голоса и фортепианного дуэта и т.д.).
Первую версию Трех сонетов Петрарки (№ 47, №104, №123) Франц Лист (1811–1886) создал еще в конце 1830-х годов. Сонеты, как и ряд других сочинений Листа, существуют в двух равноправных авторских вариантах — для голоса с фортепиано и для фортепиано соло (как часть второго «Года странствий»). Вплоть до 1860-х годов Лист неоднократно возвращался к сочинениям. Обращающиеся к творчеству величайшего поэта Проторенессанса, Сонеты Петрарки — одно из высших выражений Романтизма в музыке, шедевр любовной лирики.
Романсы Сергея Рахманинова (1873–1943) — кульминация и обобщение основных линий русской вокальной музыки XIX века. «Классическая» ветвь русского романса, идущая от Глинки и его современников; «инструментальные» романсы Балакирева; психологические зарисовки и мгновенные «музыкальные портреты», характерные для Даргомыжского и его последователей — композиторов «Могучей кучки» (Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского); лирико-драматические опыты Чайковского — эти и другие миры составили огромный, всеохватный мир вокальной музыки Рахманинова. Новизна рахманиновских романсов связана, прежде всего, с невероятной плотностью музыкальной мысли. Это особенно заметно в небольших сочинениях: в одной-двух страницах нотного текста умещаются «сюжеты», по глубине и силе драматического развития сопоставимые с оперными монологами, сценами, частями симфонических произведений.
Сам строй высказывания (преимущественная склонность к драматическому монологу) выдают в Рахманинове яркого романтика. Однако в романсах (как и в сочинениях других жанров) композитор воспринимает веяния музыкальной современности — импрессионизм, модернизм и т.д. С течением времени камерная вокальная музыка Рахманинова тяготеет к поэзии символистов; характерно, что его последний романсовый опус — 38 — написан на стихи Блока, Брюсова, Бальмонта, Белого и Северянина.
В программе вечера:
Л. Шпор. Шесть немецких песен для голоса, кларнета и фортепиано (op.103)
Ф. Лист. Сонеты Петрарки (№47, №104, №123)
С.В. Рахманинов. Романсы