Автор одиннадцати опер, хоровых произведений, камерно-вокальных и фортепианных сочинений,
Умберто Джордано (1867–1948) по-настоящему вписал свое имя в историю музыки лишь одним шедевром, имевшим оглушительный успех,
— оперой «Андре Шенье». В этом смысле его композиторская судьба похожа на судьбы соратников-веристов Руджеро Леонкавалло и Пьетро Масканьи.
Либретто Луиджи Иллики посвящено последним годам жизни выдающегося поэта эпохи Французской революции Андре Шенье (хотя, разумеется, об исторической достоверности в опере речь не идет). Шенье любит графиню Мадлен де Куаньи и любим ею. Бывший слуга графини Жерар, радикал-революционер, якобинец, также влюблен в Мадлен. Шенье ранит Жерара на дуэли; поэт схвачен, предан суду и осужден, хотя Жерар выступает в его защиту ради Мадлен. Темы Революции, любви и ревности, чести и бесчестия, слуг и господ — все это нашло отражение в замечательной музыке Джордано. Потрясающие арии, особенно «Импровизация» Шенье, непременно присутствуют в репертуаре ведущих певцов.
Премьера оперы, которой Пьетро Масканьи предсказывал огромный успех, прошла в 1896 году в Ла Скала. После премьеры Джордано отправил Масканьи телеграмму из одного-единственного слова: «Пророк».