Скрипки:
Иван Субботкин, Анна ЧебуковаАльт
— Павел БезинскийВиолончели:
Анна Балан, Дмитрий Устименко
В программе:
Э. Корнгольд. Фортепианный квинтет ми мажор, op. 15
Д.Д. Шостакович. Фортепианный квинтет соль минор, op. 57
Пожалуй, никакой другой жанр камерного музицирования не предоставляет композитору такого богатства технических и выразительных возможностей, как фортепианный квинтет. В этом жанре соединяются тонкость, изысканность письма как неотъемлемые свойства камерной музыки; масштабность симфонических концепций, виртуозность, присущая концертному жанру. А некоторые фортепианные квинтеты (И. Брамса, С. Франка, С. Танеева, Д. Шостаковича) можно назвать «ансамблями-симфониями».
В концерте «Дважды пять…» представлены два фортепианных квинтета первой половины ХХ века.
В 2017 году исполняется 120 лет со дня рождения Эриха Корнгольда (1897 — 1957). Сегодня музыка австрийского композитора знакома в основном узкому кругу профессионалов. Между тем, Корнгольд заявил о себе как музыкальный вундеркинд: написанный им в 11-летнем возрасте балет «Снеговик» был поставлен в Венской опере и произвел настоящую сенсацию. При жизни Корнгольду пророчили славу Вагнера и Малера, однако на деле все оказалось не так просто. В отличие от композиторов своего поколения (А. Шёнберга и других «нововенцев») Корнгольд остался в стороне от музыкальных новаций. До конца жизни он сохранил приверженность традиционным музыкальным формам и позднеромантическому языку. Пик популярности Корнгольда пришелся на окончание Первой мировой войны. В тот же период был создан и Фортепианный квинтет ми мажор, ор. 15 (1921), в котором заметно влияние важнейших традиций немецкого музыкального романтизма второй половины XIX века — «вагнеровской» и «брамсовской»..
Премьера Фортепианного квинтета соль минор, ор. 57 (1940) Д. Шостаковича (1906 –1975) 23 ноября 1940 года в Малом зале Московской консерватории стала одним из величайших триумфов композитора; сочинение исполнили автор и Квартет имени Бетховена. Впоследствии Шостакович и «бетховенцы» исполнили Квинтет 70 раз; кроме того, Шостакович играл это произведение и с квартетами имени Глазунова, имени Бородина и имени Комитаса.
По свидетельству биографа композитора Кшиштофа Мейера, это был «один из немногих случаев, когда его новое сочинение чуть ли не единодушно признавалось критиками и коллегами». Широко известен фрагмент письма писателя Алексея Толстого: «Сообщите интересующимся: Квинтет Шостаковича — обыкновенное гениальное произведение, ничуть не хуже Пятой симфонии».