Среди произведений классика отечественной музыки XX столетия
Д.Д. Шостаковича (1906–1975) значительное место занимают камерные жанры
— струнные квартеты, фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги», множество песен и романсов и другие сочинения.
На написание вокального цикла «Из еврейской народной поэзии» (1948) композитора вдохновил купленный в газетном ларьке сборник стихов «Еврейские народные песни». Написанные в тяжелое для композитора время, эти камерные произведения отличаются эмоциональной пронзительностью: большая часть цикла посвящена дореволюционному быту, а заключительные номера — жизни при советской власти.
Композитор был убежден, что смех в музыке столь же необходим, «как необходимы лирика, трагедия, пафос…». Сатира, гротеск всегда привлекали его. В концерте представлена и эта важная грань гения композитора.
«Сатиры» (1960) — вокальный цикл на стихи Саши Чёрного (Александр Михайлович Гликберг, 1880–1932), известного поэта Серебряного века. Впервые его стихотворения были изданы в 1960 году, этот томик и попал в руки к Шостаковичу. Ироничные стихи Саши Чёрного не оставили равнодушным композитора, сочинившего свой вокальный цикл всего за несколько дней. В «Сатирах» Шостакович пародирует не только популярные бытовые жанры, такие как вальс, галоп, марш, но и классические шлягеры: романс «Весенние воды» С.В. Рахманинова, арию Ленского из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Крейцерову сонату» Л. Бетховена.
«Антиформалистический раёк» (1948–1968) — безжалостная сатира на политический режим, ответ композитора на постановление ЦК «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» (1948) и всю кампанию против «формализма» в музыке. В действующих лицах «Райка» — выступающих на собрании во Дворце культуры персонажах Единицыне, Двойкине, Тройкине — в остро-гротесковой форме предстают их прототипы — Сталин, Жданов, Шепилов. Литературный текст сочинения, скорее всего, авторский; а в основе текста — подлинные высказывания партийных лидеров.