История юных влюбленных из Вероны известна всему миру, и едва ли найдется человек, не способный пересказать сюжет трагедии У.
Шекспира. Однако либретто к опере Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (1830) Феличе Романи писал не только на основе этого произведения, но и по мотивам новеллы Маттео Банделло «Ромео и Джульетта». Именно поэтому сюжет оперы заметно отличается от хрестоматийного и может удивить слушателя.
Действие происходит в XIII веке на фоне борьбы за власть в Вероне гвельфов (оппозиционеров, выступающих за ограничение власти императора Священной Римской империи в Италии и усиление влияния Папы Римского) и гибеллинов (приверженцев императора): к первым принадлежат Капулетти, вторых поддерживают Монтекки. Непривычны и некоторые моменты, касающиеся героев: Тебальдо — не кузен, а жених героини, а отец Лоренцо, союзник и хранитель влюбленных Ромео и Джульетты, оказывается не священником, а лекарем.
Но не либретто является сильной стороной этой оперы, а пленительная музыка Беллини. «Капулетти и Монтекки» — рубежное сочинение перед его лучшими работами, «Сомнамбулой» и «Нормой». Великолепные «бесконечные» мелодии, изысканная оркестровка, яркие хоровые сцены прекрасны, однако главная находка композитора — сценический дуэт Джульетты и Ромео, который композитор доверил сопрано и меццо-сопрано. Такое решение в середине XIX века — не только дань традиции XVII–XVIII веков, когда главные партии исполняли певцы-кастраты, но и осознанное желание композитора показать родство душ Ромео и Джульетты на фоне враждебного мира, полного горестей и смертей.