Действующие лица и исполнители:
Хунапу, герой майя/ озорной дух-близнец
— Винс И (контратенор)
Текулихуатцин, королева индейцев, позже Донья Луиса
— Джулия Баллок (сопрано)
Дон Педрариас Давила
— Тим Лоуренс (Великобритания)
Донья Исабель, жена Дона Педрариаса Давилы
— Надежда Кучер (сопрано)
Дон Педро де Альварадо, конкистадор
— Ноа Стюарт (тенор)
Шбаланк, герой майя/ озорной дух-близнец
— Юрий Миненко (контратенор)
Шаман майя
— Лютандо Кэйв (баритон)
Леонор
— Мариткселль Карреро (США)
21 декабря на сцене Новой Оперы будет представлена в концертном варианте семи-опера Генри Пёрселла «Королева индейцев». Неоконченный шедевр английского классика в редакции Питера Селларса и Теодора Курентзиса дополнен другими, в том числе более ранними произведениями композитора на тексты Джона Драйдена, Кэтрин Филипс, Джорджа Герберта и др. Авторы русской версии либретто — Вера Павлова и Стивен Сеймур.
Исполняется на английском языке с русскими титрами.
В концертном исполнении «новая версия» «Королевы индейцев» прозвучит впервые. Главные партии исполнят приглашенные международные оперные звезды и солисты Пермского театра оперы и балета, в массовых сценах будут задействованы артисты хора MusicAeterna. За пульт встанет пятикратный обладатель премии «Золотая маска» Теодор Курентзис.
Маэстро Курентзиса и его коллектив musicAeterna можно смело назвать экспертами по музыке Пёрселла. Их запись «Дидоны и Энея», выпущенная на лейбле Alpha в 2008 году, до сих пор считается эталонной.
«Королева индейцев» в сценическом варианте была впервые представлена публике 25 сентября 2013 года в Пермском театре оперы и балета. Проект является копродукцией трех ведущих оперных домов: Пермского театра, Королевского театра в Мадриде и Английской национальной оперы. Постановщиками этого спектакля выступили легендарный режиссер Питер Селларс, известный дирижер Теодор Курентзис и американский художник Гронк. Это был второй совместный проект Селларса и Курентзиса после оперного диптиха «Иоланта/Персефона» (Мадрид, 2012). Питер Селларс, получивший широкое признание благодаря своим необычным интерпретациям оперной классики, и дирижер-экспериментатор Теодор Курентзис дополнили недописанную Пёрселлом «Королеву индейцев» фрагментами из других произведений композитора: церковными антемами и «неоперными» песнями.
Новая версия либретто оперы «Королева индейцев» основана на романе никарагуанской современной писательницы Розарио Агиляр The Lost Chronicles of Terra Firma «Затерянные хроники Terra Firma». В центре истории — судьба дочери вождя племени майя, которая попадает к военачальнику испанской армии в качестве военного трофея. Мысли о мести завоевателям постепенно уступают место трагической любви жертвы к своему палачу. В то время как «индейская королева» рожает своему мужу детей, испанцы продолжают жестоко истреблять ее родной народ.
Одним из главных действующих лиц оперы является хор пермского театра MusicAeterna, выступающий попеременно то в роли индейского племени, то испанских конкистадоров. Коллектив настолько покорил европейскую публику и критику во время гастролей театра в октябре 2013 года в Мадриде, что оргкомитет премии Opera Award выдвинул Теодора Курентзиса и хор MusicAeterna в число номинантов. А по версии экспертов российской театральной премии Casta Diva, спектакль стал «Событием 2013 годa».
Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета, дирижер-постановщик оперы «Королева индейцев»:
— «Королева индейцев» — это по-своему выпад против музыкальной повседневности. Каким-то мистическим образом все сложилось как нужно. Если бы мы согласовывали это с Пёрселлом, думаю, он бы одобрил нашу идею. «Королева индейцев» ни в чем не уступает опере «Дидона и Эней», в чем-то она, может быть, даже еще сильнее. «Королева» трагичнее, потому что жестче карает виновных. Но это опера не о политике. Она о любви и смерти. О высоких ценностях, которые попадают под угрозу уничтожения.
ПРЕССА
«…невероятное по искренности искусство вдохновлено безусловным доверием и любовью к музыке Пёрселла. Послушайте его Music for a while («Немного музыки») — поймете. В пермской «Королеве индейцев» этот хит тоже звучит». Ведомости, 01.10.2013
«Говоря о работе Теодора Курентзиса, трудно подобрать слова — каждое высказанное будет неправдой, снизит силу впечатления. Испытываешь потрясение от невесомого, бесплотного, бестелесного звучания хора, когда каждая линия слышна сама по себе, а сочетания голосов рождают причудливые гармонические комбинации. <...> Звучание хора заставляет сердце замереть, звучание оркестра, усиленного западными специалистами по старинной музыке, — расцветать: мельчайшие детали звучат столь точно, столь выверенно, что кажется, партитуру эту учили несколько лет». Независимая газета, 09.10.2013
«Но кроме Курентзиса <…> есть еще барочный оркестр абсолютно мирового уровня (о'кей, с импортными спецами) и главное — чудо-хор (хормейстер Виталий Полонский), уровень которого в данной работе вообще ничем не измеряется. Потому что он — заоблачный». Colta.ru, 27.09.2013
«Теодор Курентзис — каждый день новая загадка. Он настоящий мистик. Он открывает особую глубину музыкальности благодаря тому, что слышит музыку как никто другой. Он обладает удивительной способностью замечать и определять гармонические структуры, которые переносят музыку в другую эстетику или другую эпоху». Lenta.ru, 02.10.2013
«Музыка Пёрселла — как раз та, которую называют божественной. Написанная более 300 лет назад, она сегодня входит в какой-то труднообъяснимый резонанс с гармониями современности. <…> К тому же эта музыка потрясающе исполнена». Newsko.ru, 01.10.2013