В 2005 году, по случаю 60-й годовщины Победы, «Геликон» обратился к последней опере С.С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», которая создавалась с осени 1947 по лето 1948 года. Таким образом, она была завершена всего через три года после окончания войны, что называется, «по горячим следам», однако тщетно искать в ней батальные сцены. В списке действующих лиц нет ни одного немца, в партитуру не включено ни одной военной песни. Героический антураж отсутствует, нет противника, вокруг только «свои», все как один неплохие люди. Нет вообще ничего такого, что можно было бы назвать конфликтом или интригой в общепринятом смысле. Есть нечто иное: человек в, казалось бы, безвыходной ситуации. Либретто было составлено С.С. Прокофьевым и М.А. Мендельсон-Прокофьевой по одноименной повести Б. Полевого с сохранением целых фрагментов текста. Судьба этой оперы нелегка. Она была сразу же отвергнута на самом высоком официальном уровне. Вскоре на пленуме Союза композиторов оперу раскритиковали за диссонантность, недостаточную мелодичность, а также за «искажение облика советских людей».
Как сегодня может прозвучать «Повесть о настоящем человеке»? Музыка Прокофьева подсказывает постановщику множество интересных решений. Как известно, Прокофьев ввёл в музыку оперы пять народных песен, а также две песни собственного сочинения, написанные им ещё в 1930-е годы. Опера Прокофьева существует в нескольких редакциях: авторской (1948), редакции Г.Н. Рождественского и Г.П. Ансимова (1960). Однако авторская интерпретация художественного руководителя «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана, как всегда, удивляет зрителя.
«Этим спектаклем мы пытаемся извиниться перед нашими дедушками, которые смогли сохранить на карте мира Россию. Они защитили наши семьи, они провели нас через геенну огненную истории… Опера Сергея Прокофьева, великого гражданина России, стала последней, написанной им под плетью сталинизма. Но Прокофьев остался Прокофьевым — гениальным драматургом. Про эту оперу ходили легенды, в фольклоре ей приписывали тексты, которых там нет… Мы предлагаем свою сценическую редакцию начала XXI века — катастрофу упавших с неба в наше время» (Дмитрий Бертман).
Роли исполняют: заслуженная артистка России Ксения Вязникова, заслуженная артистка России Марина Карпеченко, заслуженная артистка России Лариса Костюк, заслуженный артист России Сергей Топтыгин, заслуженный артист России Андрей Вылегжанин, Пётр Морозов, Михаил Серышев, Ольга Спицына, Алексей Тихомиров, Дмитрий Овчинников, Дмитрий Хромов и другие.