Новый проект театра «Балет Москва» и композитора-минималиста Владимира Мартынова «Времена года» перевернет ваше представление о классике. Да, здесь звучит классическая музыка четырех композиторов
— Вивальди, Баха, Мендельсона и Пярта
— но в виде таких причудливых и замысловатых цитат, что это похоже на «Угадай мелодию» для умников. Да, балерины поставлены на пуанты
— и на этих пуантах они скользят по сцене, как по катку в Парке Горького. А потом
— чтобы эффект аттракциона был полным
— демонстрируют балетную интерпретацию «лунной походки». Балет «Времена года» нашпигован сюрпризами, как хлопушка конфетти: здесь танцуют, сидя на табуретках, солистки балета демонически смеются в полный голос, оркестр играет прямо на сцене.
Над проектом «Времена года» работал творческий коллектив, состоящий из музыкантов, хореографов, художников и, конечно, танцовщиков театра «Балет Москва».
Владимир Мартынов — композитор, мыслитель, писатель, историк, знаток древней и современной музыки. Если широкая публика иногда осознает, что в наши дни еще существует серьезная академическая музыка, то лишь благодаря двум именам — Леонида Десятникова и Владимира Мартынова. Мартынов известен совместной работой с Юрием Любимовым и Анатолием Васильевым, который почтительно инсценировал его «Плач пророка Иеремии», а также поставил «Моцарта и Сальери».
Хореографы Кирилл Симонов, Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев — одни из самых ярких и необычных представителей нового поколения балетмейстеров. Кирилл и Артем –выпускники Академии русского балета им. Вагановой, Анастасия закончила Бурятское хореографическое училище. Кирилл танцевал в Мариинке, потом возглавлял Национальный театр Карелии. За постановку балета «Золушка» в 2007 году был награжден «Золотой Маской». Анастасия и Артем танцевали в Государственном академическом театре под руководством Б.Я. Эйфмана, работали с такими звездами современного танца, как Саша Вальц, Анук Ван Дайк, Рассел Малифант, Гиермо Хорта, Клаус Обрамайт, Йо Стромгрин.
«Времена года» — проект, в котором музыка звучит в живом исполнении. За это отвечает потрясающая Татьяна Гринденко и ансамбль Opus Posth. Музыканты Opus Posth часто выходят за рамки чистой музыки, привносят элементы театра, живописи, поэзии в свои представления.
Для классической труппы театра «Балет Москва» спектакль «Времена года» — первая большая премьера сезона. И первое большое удивление для скептиков, записавших «москвичей» в ретрограды и традиционалисты. В новой работе зрители увидят, какие молодые, сексуальные, талантливые танцовщики работают в театре. А полупрозрачные костюмы из туаля только подчеркивают их достоинства.
«Подобной самоотверженной ретивости от настоящих «классиков» ожидать трудно, азарт артистов укрупняет и разнообразит хореографию, и в результате нелегкие «Времена года» пролетают так же незаметно, как и реальное время. Словом, балет «Москва» свою первоочередную задачу выполнил: получил скроенный по собственный мерке спектакль, а заодно избавился от невыгодных сравнений».
Татьяна Кузнецова, КОММЕРСАНТ
«Вслед за Мартыновым молодые авторы намекнули на цитаты из классиков. Только у музыкантов свой иконостас, а у балета свой, определяющий приветы из скандального «Послеполуденного отдыха фавна» Вацлава Нижинского начала прошлого века. На собственные слова «Лето» и «Осень» были щедрее и, хотя из общей стилистики не выпадали, смотрелись живее. А в общем и целом — ура мировым премьерам, оригинальному репертуару и собственно подходу, доказывающему, что безнадежных трупп не бывает — стоит только по-настоящему захотеть».
Лейла Гучмазова, ИТОГИ