| Летние ночи «Преображения». «Амадей» (18.08.2008) Главной акцией XVI международный фестиваль хоровой и колокольной музыки им. Е.В. Колобова «Преображение» стал спектакль «Амадей». Спектакль в исполнении драматических и оперных артистов с музыкальным сопровождением нескольких оркестров — впервые за 16 лет — состоялся не в стенах монастыря под открытым небом, а в огромном зале выставочного центра «Старый город». Для создания «Амадея» — музыкального рассказа о Моцарте и Сальери — в Ярославль прибыли столичные артисты Евгений Стычкин и Даниил Спиваковский. Они и ранее принимали участие в спектаклях фестиваля, а на этот раз на предложение дирижёра театра «Новая опера» Дмитрия Волосникова согласились, даже не раздумывая. — То, с чем пришлось столкнуться во время постановки спектакля, — гениальная литература, потрясающая музыка, великолепная работа хора — заставило задуматься о собственном несовершенстве, о своей «неглобальности». Музыка — вечное, высокое искусство, более высокое, чем театр, и поэтому участвовать в этом проекте было особенно интересно, — объяснил Евгений Стычкин своё участие в «Амадее». У Дмитрия Спиваковского другие побудительные мотивы: ему не надо было себя проверять ролью Сальери, весь арсенал для игры злодея дала ему сама природа — он обладает «змеиной» пластикой, немного сутул, саркастически улыбчив.
— Последние два года я играю только отрицательных героев. Но это интересно. Мы же оправдываем себя в жизни, что бы ни совершили. Всегда находим своим поступкам объяснение в чём-то внешнем. И у Сальери есть своя правда, он убеждён, что он делает правильно. То, что мы все завидуем кому-то белой или чёрной завистью, — это точно. А уж по какому пути идти — пусть зритель выбирает сам, — говорит он. Работу с музыкантами, занятыми в спектакле, в Ярославле и Костроме Дмитрий Волосников начал 8 августа. Репетиции шли едва ли не круглые сутки. Оркестр Новой Оперы, академический камерный хор Костромской области, хоровая капелла «Ярославия» должны были стать единым музыкальным организмом — без этого к Моцарту не стоит и подступаться. Три дня перед премьерой «Амадея» Дмитрий Волосников вместе с режиссёром, Заслуженной артисткой России Аллой Сигаловой, соединяли драматическую и музыкальную канву спектакля. В субботний вечер, несмотря на разгар отпусков, в «Старом городе» был аншлаг — такого количества зрителей открытая музейная площадка, наверное, не смогла бы принять.
Спектакль начала музыка Сальери — бравурная, красивая. Затем появился и сам маэстро Сальери — в точном, тонком исполнении Дмитрия Спиваковского. Это не хладнокровный убийца, а человек, усомнившийся в справедливости Господа, который одарил гениальностью того, кто, по мнению Сальери, её недостоин. Любящий и ненавидящий одновременно, талантливый, но завидующий другу до отчаяния — Сальери не отвратителен, а трагичен и страшен.
Но главная роль во всём действе принадлежала, конечно, Дмитрию Волосникову. Он был и Моцартом, и Сальери — музыка этих композиторов звучала прекрасно и вызвала у зрителя сильные эмоции: по окончании спектакля зал бисировал, и было понятно — кому больше всех… На поклон вышли и исполнители вокальных партий — Галина Королёва, Валерия Пфистер, Владимир Кудашев, Анатолий Григорьев. Потом на сцену стремительно взлетела Анна Сигалова — и так же стремительно с неё и исчезла. «Я люблю находиться по ту сторону сцены, — сказала режиссёр-постановщик, — зритель должен насладиться и оценить игру актёров и мою работу с ними». Фестиваль завершился 19 августа по традиции ночным колокольным концертом (Спасо-Преображенский собор) с фейерверком в музее-заповеднике. В этом году на звоннице не только звонили в колокола, на ней «оживали» фрески Ярославля. Совершенные творения художников XVI — XVII веков, волнующие душу церковные звоны на фоне бархатной летней ночи — зрелище запоминающееся. «Парад басов» представили здесь солисты московских театров: Большого — Борис Бежко, Новой Оперы — Владимир Кудашев и Виталий Ефанов, музыкального имени Станиславского и Немировича-Данченко — Дмитрий Степанович. Преобразилась к этому празднику и территория музея: цветущие клумбы, изысканные композиции из лозы, старинных вещей и цветов, мерцающие в траве свечи — просто прогуляться среди такой красоты — удовольствие. А уже сегодня, когда закончится в Спасо-Преображенском соборе литургия и ярославцы разберут по домам освящённые яблоки, организаторы фестиваля начнут подводить итоги и думать — где взять силы и, главное, деньги для проведения следующего «Преображения». Удержать фестиваль на том высоком уровне, на который он поднялся с обычного музейного колокольного концерта, сложно. Одним музейщикам вряд ли по плечу. Сохранить ярославское «Преображение» — дело чести города и горожан, особенно в преддверии 1000-летия Ярославля. |