Летние ночи «Преображения». «Амадей» (18.08.2008)


Главной акци­ей XVI меж­ду­на­род­ный фести­валь хоро­вой и коло­коль­ной музы­ки им. Е.В. Колобо­ва «Преоб­ра­же­ние» стал спек­такль «Амадей».
 

Спектакль в испол­не­нии дра­ма­ти­че­ских и опер­ных арти­стов с музы­каль­ным сопро­вож­де­ни­ем несколь­ких оркест­ров  впер­вые за 16 лет  состо­ял­ся не в сте­нах мона­сты­ря под откры­тым небом, а в огром­ном зале выста­воч­но­го цен­тра «Старый город». Для созда­ния «Амадея»  музы­каль­но­го рас­ска­за о Моцар­те и Салье­ри  в Ярославль при­бы­ли сто­лич­ные арти­сты Евгений Стычкин и Даниил Спива­ков­ский. Они и ранее при­ни­ма­ли уча­стие в спек­так­лях фести­ва­ля, а на этот раз на пред­ло­же­ние дири­жё­ра теат­ра «Новая опе­ра» Дмитрия Волос­ни­ко­ва согла­си­лись, даже не раздумывая.

 

То, с чем при­шлось столк­нуть­ся во вре­мя поста­нов­ки спек­так­ля,  гени­аль­ная лите­ра­ту­ра, потря­са­ю­щая музы­ка, вели­ко­леп­ная рабо­та хора  заста­ви­ло заду­мать­ся о соб­ствен­ном несо­вер­шен­стве, о сво­ей «негло­баль­но­сти». Музыка  веч­ное, высо­кое искус­ство, более высо­кое, чем театр, и поэто­му участ­во­вать в этом про­ек­те было осо­бен­но инте­рес­но,  объ­яс­нил Евгений Стычкин своё уча­стие в «Амадее».


У Дмитрия Спива­ков­ско­го дру­гие побу­ди­тель­ные моти­вы: ему не надо было себя про­ве­рять ролью Салье­ри, весь арсе­нал для игры зло­дея дала ему сама при­ро­да  он обла­да­ет «зме­и­ной» пла­сти­кой, немно­го сутул, сар­ка­сти­че­ски улыбчив.

 

Послед­ние два года я играю толь­ко отри­ца­тель­ных геро­ев. Но это инте­рес­но. Мы же оправ­ды­ва­ем себя в жиз­ни, что бы ни совер­ши­ли. Всегда нахо­дим сво­им поступ­кам объ­яс­не­ние в чём-то внеш­нем. И у Салье­ри есть своя прав­да, он убеж­дён, что он дела­ет пра­виль­но. То, что мы все зави­ду­ем кому-то белой или чёр­ной зави­стью,  это точ­но. А уж по како­му пути идти  пусть зри­тель выби­ра­ет сам,  гово­рит он.


Работу с музы­кан­та­ми, заня­ты­ми в спек­так­ле, в Ярослав­ле и Костро­ме Дмитрий Волос­ни­ков начал 8 авгу­ста. Репети­ции шли едва ли не круг­лые сут­ки. Оркестр Новой Оперы, ака­де­ми­че­ский камер­ный хор Костром­ской обла­сти, хоро­вая капел­ла «Яросла­вия» долж­ны были стать еди­ным музы­каль­ным орга­низ­мом  без это­го к Моцар­ту не сто­ит и под­сту­пать­ся. Три дня перед пре­мье­рой «Амадея» Дмитрий Волос­ни­ков вме­сте с режис­сё­ром, Заслу­жен­ной артист­кой России Аллой Сигало­вой, соеди­ня­ли дра­ма­ти­че­скую и музы­каль­ную кан­ву спек­так­ля. В суб­бот­ний вечер, несмот­ря на раз­гар отпус­ков, в «Старом горо­де» был аншлаг  тако­го коли­че­ства зри­те­лей откры­тая музей­ная пло­щад­ка, навер­ное, не смог­ла бы принять.


Спектакль нача­ла музы­ка Салье­ри  бра­вур­ная, кра­си­вая. Затем появил­ся и сам маэст­ро Салье­ри  в точ­ном, тон­ком испол­не­нии Дмитрия Спива­ков­ско­го. Это не хлад­но­кров­ный убий­ца, а чело­век, усо­мнив­ший­ся в спра­вед­ли­во­сти Госпо­да, кото­рый ода­рил гени­аль­но­стью того, кто, по мне­нию Салье­ри, её недо­сто­ин. Любящий и нена­ви­дя­щий одновре­мен­но, талант­ли­вый, но зави­ду­ю­щий дру­гу до отча­я­ния  Салье­ри не отвра­ти­те­лен, а тра­ги­чен и страшен.

 

Но глав­ная роль во всём дей­стве при­над­ле­жа­ла, конеч­но, Дмитрию Волос­ни­ко­ву. Он был и Моцар­том, и Салье­ри  музы­ка этих ком­по­зи­то­ров зву­ча­ла пре­крас­но и вызва­ла у зри­те­ля силь­ные эмо­ции: по окон­ча­нии спек­так­ля зал биси­ро­вал, и было понят­но  кому боль­ше всех…

 

На поклон вышли и испол­ни­те­ли вокаль­ных пар­тий  Галина Королё­ва, Валерия Пфистер, Влади­мир Кудашев, Анато­лий Григорь­ев. Потом на сце­ну стре­ми­тель­но взле­те­ла Анна Сигало­ва  и так же стре­ми­тель­но с неё и исчез­ла. «Я люб­лю нахо­дить­ся по ту сто­ро­ну сце­ны,  ска­за­ла режис­сёр-поста­нов­щик,  зри­тель дол­жен насла­дить­ся и оце­нить игру актё­ров и мою рабо­ту с ними».

 

Фести­валь завер­шил­ся 19 авгу­ста по тра­ди­ции ноч­ным коло­коль­ным кон­цер­том (Спасо-Преоб­ра­жен­ский собор) с фей­ер­вер­ком в музее-запо­вед­ни­ке. В этом году на звон­ни­це не толь­ко зво­ни­ли в коло­ко­ла, на ней «ожи­ва­ли» фрес­ки Ярослав­ля. Совер­шен­ные тво­ре­ния худож­ни­ков XVI  XVII веков, вол­ну­ю­щие душу цер­ков­ные зво­ны на фоне бар­хат­ной лет­ней ночи  зре­ли­ще запо­ми­на­ю­ще­е­ся. «Парад басов» пред­ста­ви­ли здесь соли­сты мос­ков­ских теат­ров: Большо­го  Борис Бежко, Новой Оперы  Влади­мир Кудашев и Виталий Ефанов, музы­каль­но­го име­ни Стани­слав­ско­го и Немиро­ви­ча-Данчен­ко  Дмитрий Степа­но­вич. Преоб­ра­зи­лась к это­му празд­ни­ку и тер­ри­то­рия музея: цве­ту­щие клум­бы, изыс­кан­ные ком­по­зи­ции из лозы, ста­рин­ных вещей и цве­тов, мер­ца­ю­щие в тра­ве све­чи  про­сто про­гу­лять­ся сре­ди такой кра­со­ты  удовольствие.

 

А уже сего­дня, когда закон­чит­ся в Спасо-Преоб­ра­жен­ском собо­ре литур­гия и яро­слав­цы раз­бе­рут по домам освя­щён­ные ябло­ки, орга­ни­за­то­ры фести­ва­ля нач­нут под­во­дить ито­ги и думать  где взять силы и, глав­ное, день­ги для про­ве­де­ния сле­ду­ю­ще­го «Преоб­ра­же­ния». Удержать фести­валь на том высо­ком уровне, на кото­рый он под­нял­ся с обыч­но­го музей­но­го коло­коль­но­го кон­цер­та, слож­но. Одним музей­щи­кам вряд ли по пле­чу. Сохра­нить яро­слав­ское «Преоб­ра­же­ние»  дело чести горо­да и горо­жан, осо­бен­но в пред­две­рии 1000-летия Ярославля.

 
Ярослав­ская еже­днев­ная газета
«Северный край»
127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2025 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова