| «ВЕК СВИРИДОВА» ФЕСТИВАЛЬ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ К 100-летию со Дня рождения композитора К 100-летию со Дня рождения Г.В. Свиридова (1915 — 1998) Новая Опера представляет Фестиваль камерной музыки. Это самостоятельный проект и, одновременно, часть программы Свиридовского года в России. У названия фестиваля — «Век Свиридова» — двойной смысл: время жизни Свиридова пришлось на XX век, и композитор сумел сказать одно из главных слов в отечественной и мировой музыке минувшего столетия.
В шести концертах фестиваля в исполнении ведущих артистов Новой Оперы и приглашенных солистов прозвучит практически всё камерное вокальное наследие композитора, а также фрагменты его театральной музыки. Парадоксально, но музыка Свиридова — одна из главных загадок ушедшего века. Многие его сочинения, едва появившись, становились классикой. Свиридов любим и знатоками, и так называемыми «простыми слушателями». Некоторые его мелодии (Романс и Вальс из музыки к кинофильму «Метель», тема из кинофильма «Время, вперёд!» — заставка программы «Время», главной информационной передачи телевидения СССР) стали звуковыми символами эпохи. В то же время подлинное понимание музыки Свиридова, пожалуй, еще не пришло. Вслед за Сергеем Рахманиновым и Николаем Мясковским Свиридов обратился к глубинным пластам русской музыки (в особенности, знаменному распеву, одноголосным церковным песнопениям средневековой Руси). На этом мощном фундаменте из синтеза разнородных элементов (романтизма, неофольклоризма, сонористики) сложился уникальный, узнаваемый с первых нот композиторский стиль. Жанровая палитра творчества Свиридова весьма разнообразна: камерные вокальные и инструментальные, хоровые, кантатно-ораториальные, симфонические сочинения, а также музыка к спектаклям, кинофильмам, оперетты. В поздний период творчества Свиридов сочинял, в основном, духовную музыку. И дело не в формальных жанровых предпочтениях: поле духовной музыки в творчестве композитора гораздо шире формальных рамок. К ней можно отнести не только «Песнопения и молитвы» для хора (1994), но и вокальные циклы, в особенности «Петербург» (1995). Камерная вокальная музыка — едва ли не главный жанр творчества композитора; в романсах и песнях ясна стилевая эволюция, основные линии творчества Свиридова. Композитор обладал удивительным чувством слова. Ему принадлежат циклы песен и романсы на стихи А.С. Пушкина, С.А. Есенина, Р. Бёрнса, П. Беранже, А.А. Блока, А. Исаакяна и других. Он первым «распел» строки В.В. Маяковского («Патетическая оратория»), Б.Л. Пастернака (кантата «Снег идет»), прозу Н.В. Гоголя (хор «Об утраченной юности»). При жизни Свиридова часто упрекали в традиционализме, простоте музыкального языка. С момента смерти композитора прошел краткий миг истории — 18 лет. Но сегодня, когда музыка испытывает невыразимую тоску по красоте и гармонии, простота Свиридова воспринимается как цельность, «скупость» выразительных средств — как ясное видение перспективы, способность идти вглубь к «основным смыслам музыки» (Н.К. Метнер). Настоящее время Свиридова только наступает! Михаил Сегельман | В Зеркальном фойе Концерт солистов театра В Зеркальном фойе Концерт солистов театра В Зеркальном фойе Концерт солистов театра В Зеркальном фойе Концерт солистов театра В Зеркальном фойе Концерт солистов театра В Зеркальном фойе Концерт солистов театра |