| Журнал Fashion Collection о Новой Опере (03.04.2013) ВЕТЕР ПЕРЕМЕН Столичные театры вовсю соревнуются за привлечение зрителя. Меняются репертуары, режиссеры, вывески, интерьеры… О том, какие трансформации произошли в «Новой Опере», нам рассказали новый директор театра Дмитрий Сибирцев и главный дирижер, музыкант с мировым именем Ян Латам-Кениг. — Дмитрий, любителям классической музыки вы известны больше как руководитель арт-проекта «Тенора XXI века». Не так давно вы возглавили «Новую Оперу». Что изменилось в театре? Дмитрий Сибирцев: — Сначала мы поменяли только административное руководство. Но затем я понял, что в театре нужно создавать международный и pr-отделы, и ввел должность помощника директора. Что касается творческого состава, то глобальных изменений не предвидится, потому что нас очень многое устраивает в уровне труппы. Кастинги показывают, что на том оперном пространстве, которое существует в Москве и в провинции, очень немного артистов, соответствующих уровню труппы нашего театра. — Что интересного ждет зрителей в этом сезоне? Д.С.: — В мае, например, мы единственные в Москве ставим «Тристана и Изольду» Р. Вагнера, по случаю 200-летия со дня рождения композитора. В ноябре запланирована «Пиковая дама» П.И.Чайковского — это очень интересная постановка режиссера Юрия Александрова, которая будет существенно отличаться от того, что ставят в других театрах. Дирижировать будет замечательный музыкант Александр Самуил, который возглавляет Одесскую оперу. В мае следующего года Юрий Любимов ставит у нас «Школу жен» на музыку Владимира Мартынова. Рустам Хамдамов будет художником по костюмам. — Сложно ли сплотить хорошую команду? Д.С.: — Да, потому что люди за годы достаточно спокойного существования привыкают ко многому, хотят просто получать свою зарплату, и перетекать из сезона в сезон. Те, кто хочет развиваться, ездят на гастроли, выступают в спектаклях. Солисты нашего театра очень достойно представляют «Новую Оперу» за границей. Что касается административного управления, то ему, прежде всего, нужно понять, что оно является второстепенным в театре, обслуживает артистов. — Вам трудно было сталкиваться с хозяйственными проблемами? Д.С.: — У меня очень хорошие замы, которые помогают их решить. Нам дано прямое указание от руководства департамента культуры Москвы: сделать театр более привлекательным, сменить имидж, привлечь новую публику, ввести новые рекламные кампании. Мы должны понимать, что другие театры тоже не стоят на месте. — Ян, как вам удается совмещать работу в «Новой Опере» с другими международными проектами? Ян Латам-Кениг: — Я стремлюсь к тому, чтобы быть максимально задействованным в работе театра. Моя задача — сохранять и улучшать уровень оркестра, хора и остальных артистов. Я стараюсь побудить остальных к тому, чтобы постановки и дальше сохраняли высокий мировой уровень. Оперный театр ведь судят по двум вещам: художественной ценности и репертуару. — Чем вы руководствуетесь при выборе репертуара? ЯЛК: — Само название театра говорит о том, что мы должны всегда быть в авангарде, иметь свое лицо и делать современные постановки. Как, например, февральский «Симфонический концерт», в котором звучали малоизвестные в России произведения, сопровождаемые выступлением Вениамина Смехова. Или исполнение 13-й симфонии Шостаковича в честь празднования 80-летия Евгения Евтушенко. Мы с Дмитрием солидарны в том, что нужно превратить «Новую Оперу» в европейский театр. И артисты очень помогают добиться высокого результата. Я сотрудничаю со многими театрами мира, но только у музыкантов «Новой Оперы» я вижу стремление сделать все филигранно, они живут своей работой, у них всегда все очень эмоционально. — Насколько важны эмоции для дирижера? ЯЛК: — Эмоции я передаю публике через игру оркестра. Если я не могу передать свои чувства музыкантам, они не смогут донести их до зрителя. Русская публика особо восприимчива к таким вещам, она очень экспансивна. — Вы сами тоже человек весьма эмоциональный. Быть может, это связано с вашими славянскими корнями? ЯЛК: — Да, моя мать была наполовину — полька и наполовину датчанка, а отец — француз. Он серьезно занимался музыкой, хотел петь в опере, но семья была против, и отец стал экономистом. Знаете, занятия музыкой были у моего поколения в порядке вещей. Тогда ведь не было всех этих гаджетов, как у современной молодежи. Мы с сестрами играли с детства. То же самое было в семье Дмитрия, ведь он — продолжатель известной музыкальной династии. Помню, как мы с мамой играли в четыре руки симфонии Моцарта. Кстати, мамины родители прекрасно говорили по-русски. У дедушки-датчанина до революции была большая судостроительная компания в Петербурге, где он и познакомился с бабушкой. — Значит, то, что вы работаете в России — судьба? ЯЛК: — Да, и я очень горжусь, что я один из немногих иностранцев, которые постоянно работают в Москве. |