Елена Образцова (07.07.1939–12.01.2015),

меццо-сопрано. Окончи­ла Ленин­град­скую Государ­ствен­ную кон­сер­ва­то­рию име­ни Н.А. Римско­го-Корса­ко­ва (класс про­фес­со­ра А.А. Григорь­е­вой, опер­ный класс А.Н. Киреева, 1964). Стала лау­ре­а­том меж­ду­на­род­ных кон­кур­сов име­ни М.И. Глинки (1962) и име­ни П.И. Чайков­ско­го (1970) в Москве, име­ни Ф. Винья­са (1970) в Барсе­лоне. В 1963 дебю­ти­ро­ва­ла в Большом теат­ре, испол­нив пар­тию Марины Мнишек в опе­ре «Борис Годунов» М.П. Мусорг­ско­го. В 1964 была при­ня­та в труп­пу Большо­го театра.
 

В Большом теат­ре испол­ни­ла веду­щие пар­тии: Марина Мнишек («Борис Годунов»), Марфа («Хован­щи­на», обе опе­ры  М.П. Мусорг­ско­го), Любаша («Царская неве­ста» Н.А. Римско­го-Корса­ко­ва), Графи­ня («Пиковая дама» П.И. Чайков­ско­го), Конча­ков­на («Князь Игорь» А.П. Бороди­на), Элен Безухо­ва («Война и мир»), Фрося Котко («Семен Котко», обе опе­ры  С.С. Проко­фье­ва), Амнерис («Аида»), Азуче­на («Труба­дур»), Эболи («Дон Карлос»), Ульри­ка («Бал-мас­ка­рад», все опе­ры  Дж. Верди), Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Сантуц­ца («Сельская честь» П. Маска­ньи) и дру­гие. В 1986 дебю­ти­ро­ва­ла как режис­сер, поста­вив на сцене Большо­го теат­ра опе­ру Ж. Массне «Вертер».

 

Елена Образ­цо­ва высту­па­ла в круп­ней­ших теат­рах и кон­церт­ных залах мира, вклю­чая милан­ский Ла Скала, нью-йорк­ский театр Метро­по­ли­тен-Опера, лон­дон­ский Ковент-Гарден, Венскую Государ­ствен­ную оперу.

 

В кон­церт­ном репер­ту­а­ре певи­цы камер­ная, кан­тат­но-ора­то­ри­аль­ная, духов­ная музы­ка, рус­ские пес­ни, ста­рин­ные роман­сы. Отдель­ная стра­ни­ца в био­гра­фии Елены Образ­цо­вой свя­за­на с музы­кой Г.В. Свири­до­ва (1905–1998), испол­не­ние кото­рой при­над­ле­жит к чис­лу ее выс­ших твор­че­ских дости­же­ний. Автор посвя­тил певи­це вокаль­ный цикл «Десять песен на сти­хи Александра Блока» (1980), редак­ция поэ­мы на сти­хи Сергея Есени­на «Отчалив­шая Русь» (1983) для мец­цо-сопра­но была созда­на Свири­до­вым спе­ци­аль­но для Е.В. Образцовой.

 

Партне­ра­ми певи­цы были выда­ю­щи­е­ся пев­цы, сре­ди них: Дж. Сазер­ленд, М. Кабалье, Р. Скотто, П. Домин­го, Л. Паварот­ти, Х. Карре­рас, Г. Вишнев­ская, П. Лисици­ан, А. Ведер­ни­ков, В. Атлан­тов, Е. Несте­рен­ко, З. Сотки­ла­ва, С. Лейфер­кус, Д. Хворо­стов­ский, А. Нетреб­ко; дири­же­ры: Г. фон Караян, К. Аббадо, Р. Мути, Дж. Синопо­ли, Дж. Левайн, Л. Маазель, Д. Барен­бойм, Е. Светла­нов, Ю. Темир­ка­нов, Г. Рожде­ствен­ский, В. Федосе­ев, В. Минин, Н. Некра­сов, В. Спива­ков, М. Плетнев, В. Герги­ев. Более 30 лет сотруд­ни­ча­ла с выда­ю­щим­ся пиа­ни­стом В.Н. Чачавой.

 

Елена Образ­цо­ва участ­во­ва­ла в запи­си более 50 дис­ков. В послед­ние годы вышли запи­си кон­цер­тов и спек­так­лей с ее уча­сти­ем, в том чис­ле юби­лей­ных спек­так­лей к 200-летию теат­ра Ла Скала. Тогда певи­ца была удо­сто­е­на при­за «Золотой Верди» за выда­ю­ще­е­ся испол­не­ние музы­ки вели­ко­го ита­льян­ско­го ком­по­зи­то­ра. В 2010 дис­ко­гра­фия Е.В. Образ­цо­вой попол­ни­лась запи­сан­ной на фир­ме Decca Classics опе­рой У. Джорда­но «Андре Шенье» в ансам­бле с А. Бочел­ли и В. Урманой (дири­жер М. Армолиато).

 

Елена Образ­цо­ва сня­лась в несколь­ких музы­каль­ных филь­мах: «Моя Кармен» (приз XIV фести­ва­ля теле­ви­зи­он­ных филь­мов в Праге, 1978), «И образ мой пред­станет тебе», «Поет Елена Образ­цо­ва», «Веселая вдо­ва», «Выше, чем любовь» и дру­гие. Выдаю­щей­ся рабо­той певи­цы в кино ста­ла роль Сантуц­цы в филь­ме Ф. Дзеффи­рел­ли «Сельская честь» (1981), постав­лен­но­го на осно­ве спек­так­ля теат­ра Ла Скала, где ее парт­не­ра­ми высту­пи­ли П. Домин­го, Ф. Барбье­ри, Р. Брузон.

 

В 1999 состо­ял­ся дебют певи­цы на дра­ма­ти­че­ской сцене («Антонио фон Эльба» А. Майнар­ди, режис­сер Р. Виктюк, Театр Романа Виктю­ка). В 2012 Елена Образ­цо­ва дебю­ти­ро­ва­ла в спек­так­ле «Рекви­ем по Радаме­су» А. Николаи в Москов­ском теат­ре Сатиры (режис­сер Р. Виктюк). В ансам­бле с Ольгой Аросе­вой и Верой Василье­вой в сезоне 2012–2013 было сыг­ра­но око­ло 30 спектаклей.

 

Наряду с испол­ни­тель­ской дея­тель­но­стью Елена Образ­цо­ва актив­но зани­ма­лась педа­го­ги­че­ской рабо­той. В 1973–1994 она пре­по­да­ва­ла в Москов­ской государ­ствен­ной кон­сер­ва­то­рии име­ни П.И. Чайков­ско­го. В послед­нее вре­мя явля­лась про­фес­со­ром Токий­ской музы­каль­ной ака­де­мии «Мусаши­но», про­фес­со­ром кафед­ры соль­но­го пения Инсти­ту­та музы­ки, теат­ра и хорео­гра­фии РГПУ име­ни А. Герце­на. Е.В. Образ­цо­ва явля­лась пред­се­да­те­лем жюри ряда евро­пей­ских меж­ду­на­род­ных кон­кур­сов вока­ли­стов. В 2011 Е.В. Образ­цо­ва воз­гла­ви­ла жюри XIV Между­на­род­но­го кон­кур­са име­ни П.И. Чайков­ско­го. С 1996 в Петер­бур­ге дей­ству­ет создан­ный Е.В. Образ­цо­вой Культур­ный центр, с 1999 регу­ляр­но про­во­дит­ся Между­на­род­ный кон­курс моло­дых опер­ных пев­цов, кото­рый стал одним из самых пре­стиж­ных вокаль­ных сорев­но­ва­ний в мире. Он вывел на музы­каль­ную аре­ну пле­я­ду ярких моло­дых испол­ни­те­лей, ныне зани­ма­ю­щих веду­щее поло­же­ние на оте­че­ствен­ной и миро­вой опер­ной сцене. С 2006 про­хо­дит Между­на­род­ный кон­курс юных вока­ли­стов. С 2005 в Культур­ном цен­тре Елены Образ­цо­вой в Санкт-Петер­бур­ге и в поме­ще­нии Художе­ствен­ной гале­реи А. Шилова в Москве регу­ляр­но про­во­дят­ся заня­тия Между­на­род­ной твор­че­ской шко­лы вокаль­но­го мастер­ства Елены Образцовой.

 

В сезоне 2007–2008 Е.В. Образ­цо­ва воз­глав­ля­ла опер­ную труп­пу Михай­лов­ско­го теат­ра (Санкт-Петер­бург) в каче­стве худо­же­ствен­но­го руко­во­ди­те­ля. В сотруд­ни­че­стве с ита­льян­ски­ми поста­но­воч­ны­ми груп­па­ми были постав­ле­ны опе­ры «Сельская честь» П. Маска­ньи (режис­сер Л. Кавани) и «Любов­ный напи­ток» Г. Доницет­ти (режис­сер Ф. Сперволи).

 

Елена Образ­цо­ва до послед­не­го вре­ме­ни вела актив­ную кон­церт­ную дея­тель­ность. За послед­ние годы ею были под­го­тов­ле­ны про­грам­мы: «Музыка барок­ко», «Песни моей моло­до­сти», «Песни вой­ны» к 60-летию Победы, кон­церт про­из­ве­де­ний Ф. Тости, вокаль­ных цик­лов Э. Сати и Д. Мийо (впер­вые в России), песен Ф. Листа.

 

В 2011 году певи­цей учре­жден Благо­тво­ри­тель­ный фонд под­держ­ки музы­каль­но­го искус­ства «Фонд Елены Образцовой».

 

Звания и призы

  • Народ­ная артист­ка СССР (1976)
  • Орден «За заслу­ги перед Отече­ством» II и III степени
  • Государ­ствен­ная пре­мия РСФСР име­ни М.И. Глинки
  • лау­ре­ат кон­кур­са вока­ли­стов VIII Всемир­но­го фести­ва­ля моло­де­жи и сту­ден­тов (Хельсинки, 1962)
  • лау­ре­ат II Всесо­юз­но­го кон­кур­са вока­ли­стов име­ни М. И. Глинки (Москва, 1962)
  • лау­ре­ат IV Между­на­род­но­го кон­кур­са име­ни П. И. Чайков­ско­го (Москва, 1970)
  • лау­ре­ат VIII Между­на­род­но­го кон­кур­са вока­ли­стов име­ни Ф. Винья­са (Барселона, 1970)
  • награ­да горо­да Сан-Францис­ко «За выда­ю­щи­е­ся заслу­ги перед обще­ством» (США, 1977)
  • приз «Золотой Верди» (Италия, 1978)
  • медаль Белы Барто­ка (Венгрия, 1982)
  • Гран-При Француз­ской Акаде­мии грам­за­пи­си (Франция, 1982)
  • пре­мия Ассоци­а­ции теат­ров Сицилии (Италия, 1994)
  • золо­тая медаль теат­ра «Лисео» (Испания, 2009)
  • евро­пей­ская пре­мия Trebbia «За дости­же­ния в твор­че­ской дея­тель­но­сти» (Чехия, 2010)
  • пре­мия «Золотой мост» (Италия, 2011)
127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2024 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова