премьера

М.И. Глинка
«Жизнь за царя»

Опера в концертном исполнении
Музыкальный руководитель и дирижер Андрей Лебедев
Режиссер Алексей Вэйро
Видеоряд Дарья Синцова
Хормейстер Юлия Сенюкова
Солисты, хор и оркестр театра Новая Опера
Премьера состоялась 29 августа 2018 г.
Рекомендовано детям старше 6 лет
«Жизнь за царя»  пер­вое про­из­ве­де­ние Глинки в опер­ном жан­ре. До Глинки подвиг костром­ско­го кре­стья­ни­на, вот­чин­но­го ста­ро­сты Ивана Сусани­на, не выдав­ше­го под пыт­ка­ми место­на­хож­де­ние моло­до­го царя Михаи­ла Романо­ва, в опер­ном жан­ре отра­зил Катери­но Кавос («Иван Сусанин», 1815). Однако имен­но выда­ю­ще­е­ся во всех отно­ше­ни­ях (музы­каль­ный язык, дра­ма­тур­гия, иде­аль­ное рав­но­ве­сие цело­го и дета­лей) сочи­не­ние Глинки по пра­ву счи­та­ют пер­вой рус­ской клас­си­че­ской оперой.

В «Жизни за царя» ощу­ти­мо вли­я­ние геро­и­че­ских ора­то­рий Генде­ля, опер совре­мен­ни­ков (осо­бен­но ита­льян­ских масте­ров бель­кан­то). Однако все эти вли­я­ния соеди­ни­лись, ста­ли гра­ня­ми непо­вто­ри­мо­го сти­ля Глинки. «Жизнь за царя»  рус­ская по духу опе­ра, в кото­рой про­стые люди впер­вые пред­став­ле­ны как насто­я­щие герои, а их речь напол­не­на рус­ски­ми песен­ны­ми инто­на­ци­я­ми. «По-рус­ски» зву­чат пар­тии Сусани­на, Антони­ды, Вани, а гран­ди­оз­ный финаль­ный хор «Славь­ся» пре­вра­тил­ся в неофи­ци­аль­ный гимн нашей стра­ны. Контра­стом «рус­ским» обра­зам ста­ла бле­стя­щая сюи­та евро­пей­ских тан­цев: поло­нез, кра­ко­вяк, вальс и мазур­ка. Сопостав­ле­ние песен­но­сти и тан­це­валь­но­сти  кон­траст­ных образ­ных сфер, харак­те­ри­зу­ю­щих рус­ских и поля­ков,  поис­ти­не гениальная
наход­ка композитора!

В совет­ское вре­мя в судь­бу опе­ры вме­ша­лась идео­ло­гия. В поста­нов­ке Большо­го теат­ра 1939 года основ­ной акцент делал­ся на подвиг во имя Родины, а поис­ки поля­ка­ми царя пре­вра­ти­лись в поис­ки Минина. Новое назва­ние  «Иван Сусанин»  адре­со­ва­ло, тем не менее, к чер­но­во­му вари­ан­ту Глинки. Новое либ­рет­то (пре­вос­ход­ное в чисто лите­ра­тур­ном отно­ше­нии!) создал поэт Сергей Городец­кий. Одно из оправ­да­ний пере­дел­ки сюже­та  как раз поэ­ти­че­ские недо­стат­ки либ­рет­то баро­на Розена. Однако в резуль­та­те на сцене, фак­ти­че­ски, шла дру­гая опе­ра с той же музыкой.

Вполне есте­ствен­но, что с кон­ца 1980-х годов опе­ра зву­чит в пер­во­на­чаль­ном виде. Однако «Жизнь за царя»  ред­кий гость на опер­ной сцене: сре­ди при­чин  мас­штаб­ность сочи­не­ния и исклю­чи­тель­ная труд­ность вокаль­ных партий.

Новая Опера пред­ла­га­ет пре­мье­ру полу­кон­церт­ной (semi-stage) вер­сии в год 100-летия со дня каз­ни послед­не­го рус­ско­го царя. Впослед­ствии театр пред­по­ла­га­ет (как это неод­но­крат­но быва­ло в про­шлом) пре­вра­тить ее в пол­но­цен­ный спектакль.

 

*В спек­так­ле исполь­зу­ют­ся эски­зы Дарьи Синцо­вой к опе­ре «Жизнь за царя» М.И. Глинки.

127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2024 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова