«Щелкунчик. Опера»

На музыку балета П.И. Чайковского
Авторы идеи: Алла Сигалова, Павел Каплевич
Музыкальная редакция Игорь Кадомцев
Музыкальный руководитель Дмитрий Юровский
Дирижеры: Валерий Крицков, Юрий Медяник
Авторы либретто: Алла Сигалова, Демьян Кудрявцев, Павел Каплевич
Поэтический текст либретто Демьян Кудрявцев
Режиссер-постановщик и хореограф Алла Сигалова
Художник-постановщик Николай Симонов
Художник по костюмам Павел Каплевич
Художник по свету Айвар Салихов
Хормейстер-постановщик Юлия Сенюкова
Хормейстер Мария Чекръкчиева
Исполняется на русском языке
Продолжительность спектакля 1 час 40 минут (с одним антрактом)
Премьера состоялась 24 декабря 2014 г.
Рекомендовано детям старше 6 лет
Режис­сер Алла Сигало­ва и худож­ник Павел Капле­вич пред­ло­жи­ли сме­лую идею: сде­лать из леген­дар­но­го бале­та «Щелкун­чик» оперу!

Поста­нов­ка была при­уро­че­на к 175-летию со Дня рож­де­ния П.И. Чайков­ско­го, одной из глав­ных музы­каль­ных дат 2015 года.

 

Алла Сигало­ва, режис­сер-постановщик:

Я учи­лась в Хорео­гра­фи­че­ском учи­ли­ще име­ни А.Я. Вагано­вой. Естествен­но, уже с нояб­ря на сцене Мариин­ско­го теат­ра начи­на­лась чере­да спек­так­лей «Щелкун­чик», в кото­рых мы участ­во­ва­ли, а с сен­тяб­ря шли репе­ти­ции. Если в нояб­ре начи­на­ют­ся спек­так­ли, то репе­ти­ции стар­ту­ют пер­во­го сен­тяб­ря, когда ты при­хо­дишь на заня­тия. И  нон-стоп до фев­ра­ля! И так все девять лет обу­че­ния. Несколь­ко меся­цев пере­ры­ва  и сно­ва «Щелкун­чик». Каждая нота это­го про­из­ве­де­ния живет в каж­дой тво­ей кле­точ­ке! Поэто­му идея сде­лать из пар­ти­ту­ры бале­та опе­ру «Щелкун­чик» бук­валь­но лежа­ла на поверх­но­сти. Всё свя­за­но с этой музы­кой  дет­ство, род­ной Санкт-Петер­бург, запах кулис, сце­на Мариин­ско­го теат­ра, ожи­да­ние ново­год­них чудес,  и всё это для меня маги­че­ское, маня­щее… К этой поста­нов­ке я отно­шусь как к подар­ку судь­бы. Счаст­ли­ва рабо­те с музы­кой Чайков­ско­го, сотруд­ни­че­ству с талант­ли­вы­ми людь­ми, рада, что вер­ну­лась в Новую Оперу  театр, с кото­рым свя­за­ны самые пре­крас­ные вос­по­ми­на­ния о встре­че с Евгени­ем Влади­ми­ро­ви­чем Колобо­вым, с выда­ю­щи­ми­ся соли­ста­ми, арти­ста­ми хора, создав­ши­ми уди­ви­тель­ные обра­зы в «Травиа­те», кото­рую мы вме­сте ста­ви­ли 16 лет назад. Я бла­го­дар­на всем, кто рабо­тал над спек­так­лем. Создать опе­ру «Щелкун­чик»  боль­шая ответ­ствен­ность! В новое про­из­ве­де­ние мы при­внес­ли свое теп­ло, свою сер­деч­ность, свой опыт и вос­по­ми­на­ния о детстве.

 

Игорь Кадом­цев, автор музы­каль­ной редакции:

«Щелкун­чик» Петра Ильича Чайков­ско­го  луч­шая балет­ная пар­ти­ту­ра на све­те. И это клас­си­че­ский при­мер имен­но балет­ной дра­ма­тур­гии: дей­ствие сосре­до­то­че­но в пер­вом акте, вто­рой же, по сути, пред­став­ля­ет собой кон­церт в костю­мах. Созда­те­ли спек­так­ля рас­пре­де­ли­ли дра­ма­ти­че­ское дей­ствие меж­ду дву­мя акта­ми, поэто­му их гра­ни­цы изме­ни­лись и несколь­ко номе­ров из вто­ро­го пере­ме­сти­лись в пер­вый. В част­но­сти, зна­ком­ство кукол с Щелкун­чи­ком про­ис­хо­дит еще в пер­вом акте. А бой Щелкун­чи­ка с мыша­ми ока­зы­ва­ет­ся лишь сном Маши. В свя­зи с этим при­шлось поме­нять места­ми несколь­ко номе­ров и про­из­ве­сти кос­ме­ти­че­ские сокра­ще­ния. Замечу, что и мно­гие хорео­гра­фы при­вно­си­ли свои нюан­сы в дра­ма­тур­гию «Щелкунчика».

Главная зада­ча, сто­яв­шая пере­до мной и музы­каль­ным руко­во­ди­те­лем спек­так­ля Дмитри­ем Юровским рас­крыть имен­но опер­ный потен­ци­ал сочи­не­ния. С одной сто­ро­ны, мы сохра­ни­ли, где это воз­мож­но, под­лин­ные моти­вы Чайков­ско­го; с дру­гой,  забо­ти­лись и об удоб­стве пев­цов. Наш под­ход  инте­граль­ный: к пар­ти­ту­ре Чайков­ско­го при­бав­ля­ет­ся вокаль­ная пар­тия, при­чём в её осно­ве так­же мате­ри­ал ком­по­зи­то­ра (напри­мер, взя­тый из дру­гих пла­стов музы­каль­ной тка­ни). По воз­мож­но­сти, сохра­не­на автор­ская оркест­ров­ка, одна­ко в ряде слу­ча­ев она облег­че­на (ина­че не услы­шать пев­цов). Единствен­ное, что я поз­во­лил себе сочи­нить,  арию Мышино­го Короля на фоне боя (опять же из моти­вов Чайковского).

 

При под­держ­ке Депар­та­мен­та куль­ту­ры горо­да Москвы.

 


127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2024 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова