премьера

К. Боярский
«Пушкин»

Опера в двух действиях
Дирижер-постановщик Ян Латам-Кёниг
Режиссер Игорь Ушаков
Сценография Тимофей Ермолин
Художник по костюмам (хор) Светлана Грищенкова
Хормейстер Юлия Сенюкова
Исполняется на английском языке с русскими субтитрами
Премьера состоялась 7 июня 2019 г.
Рекомендовано детям старше 16 лет
Новая Опера пред­став­ля­ет пре­мье­ру опе­ры Констан­ти­на Боярско­го «Пушкин». Мировая пре­мье­ра опе­ры в кон­церт­ном испол­не­нии про­шла 4 фев­ра­ля 2017 года в рам­ках Крещен­ско­го фести­ва­ля в Новой Опере, миро­вая пре­мье­ра сце­ни­че­ской вер­сии Игоря Ушако­ва  11 и 12 июля 2018 года в Grange Park Opera (Великобритания).
 

Опера повест­ву­ет о дра­ма­ти­че­ских стра­ни­цах жиз­ни А.С. Пушки­на и его смер­ти. Это исто­рия двух могу­ще­ствен­ных лич­но­стей  нацио­наль­но­го поэта России и рос­сий­ско­го импе­ра­то­ра Николая I. Их отно­ше­ния начи­на­ют­ся с вза­им­но­го вос­хи­ще­ния и обо­юд­ной зависимости.

 

Созда­те­ли опе­ры глу­бо­ко свя­за­ны с рус­ской куль­ту­рой. Компо­зи­тор Констан­тин Боярский родил­ся и про­вел дет­ство в Москве, учил­ся в Централь­ной музы­каль­ной шко­ле при Москов­ской государ­ствен­ной кон­сер­ва­то­рии име­ни П.И. Чайков­ско­го. На его сче­ту как ком­по­зи­то­ра ряд инстру­мен­таль­ных про­из­ве­де­ний и аран­жи­ро­вок, два бале­та («Шпалы», «Дети вой­ны»), опе­ра «Пушкин», а так­же камер­ная музы­ка. К. Боярский  веду­щий аль­тист оркест­ра Королев­ской опе­ры Ковент-Гарден. Автор ори­ги­наль­но­го англий­ско­го либ­рет­то Марита Филлипс  пра­пра­пра­внуч­ка трех глав­ных пер­со­на­жей опе­ры: Александра Пушки­на, его жены Натальи и импе­ра­то­ра Николая I. В 1999 году она воз­глав­ля­ла Британ­ский коми­тет по слу­чаю празд­но­ва­ния 200-летия Пушки­на, в рам­ках кото­ро­го в Велико­бри­та­нии было про­ве­де­но более двух­сот меро­при­я­тий. Марита  автор дет­ской кни­ги «Прода­вец меч­ты», тек­стов песен, сце­на­рия мюзикла.

 

Созда­те­ли опе­ры «Пушкин» о рабо­те над произведением

 

Марита Филлипс, автор либретто:
«Работа над опе­рой ста­ла для меня лич­ным откры­ти­ем. В тече­ние мно­гих лет я чита­ла о Пушкине и раз­мыш­ля­ла о его жиз­нен­ном пути, пред­став­ляя себе, что когда-нибудь я напи­шу о нем пье­су. Я при­шла к убеж­де­нию, что смерть поэта была не про­сто тра­ги­че­ским слу­ча­ем или недо­ра­зу­ме­ни­ем  ско­рее, это было стрем­ле­ние к смер­ти. Николай I не был злоб­ным дик­та­то­ром. Наталья Гонча­ро­ва не была лишь вет­ре­ной кра­са­ви­цей. “Общество” того вре­ме­ни было ничуть не хуже нынеш­них без­дум­ных оби­та­те­лей соци­аль­ных сетей. Но из-за цело­го ряда собы­тий, реше­ний, дей­ству­ю­щих лиц и обсто­я­тельств Пушкин ока­зал­ся в ситу­а­ции, когда жизнь ста­ла для него нестер­пи­мой. Эта ситу­а­ция сло­жи­лась в его душе, она не поз­во­ля­ла ему писать. А худож­ник, лишен­ный воз­мож­но­сти выра­зить себя,  как чело­век, лишен­ный жизни…»

 

Констан­тин Боярский, композитор:
«Пушкин  мой люби­мый поэт, и все, что свя­за­но с его твор­че­ством, все­гда было и будет для меня свя­то и очень близ­ко. Возмож­но, кто-нибудь уди­вит­ся лирич­но­сти тональ­но­го пла­на опе­ры, а порой и вовсе роман­тич­но­сти сти­ля. Я не ста­рал­ся создать супер­совре­мен­ное про­из­ве­де­ние или пора­зить ори­ги­наль­ны­ми созву­чи­я­ми и эффек­та­ми; я писал, думая и пред­став­ляя исклю­чи­тель­но пер­со­на­жей, их пере­жи­ва­ния и бытие. Прочи­тав либ­рет­то, я был пора­жен кра­со­той и музы­каль­но­стью языка.
Я согла­сил­ся с иде­ей Мариты сде­лать все диа­ло­ги на англий­ском, а цита­ты из сти­хо­тво­ре­ний Пушки­на оста­вить на рус­ском языке».

 

Игорь Ушаков, режиссер:
«Появле­ние опе­ры “Пушкин”  это важ­ное собы­тие, это воз­мож­ность взгля­нуть на жизнь поэта под дру­гим углом. Для нас очень важ­но было рас­ска­зать о каж­дом из исто­ри­че­ских пер­со­на­жей более прав­до­по­доб­но  как эти герои вели себя и какую роль сыг­ра­ли в послед­ние десять лет жиз­ни Пушки­на, кто под­дер­жи­вал поэта, а кто его пре­дал. Каждый из геро­ев опе­ры наде­лен сво­им отно­ше­ни­ем к Пушки­ну. Царь исполь­зо­вал поэта в сво­их инте­ре­сах и пытал­ся удер­жать его под сво­им бди­тель­ным оком, поэто­му стал его покро­ви­те­лем и лич­ным цен­зо­ром. Александра наде­ле­на чут­ким отно­ше­ни­ем к гению Пушки­на, она при­ни­ма­ет и пони­ма­ет его твор­че­ство. Наталья любит его и вве­ря­ет ему свою судь­бу. Для нас важ­но, чтобы каж­дый пер­со­наж нес опре­де­лен­ную смыс­ло­вую нагруз­ку, чтобы каж­дый артист пони­мал, какую исто­ри­че­скую лич­ность он игра­ет и что про­ис­хо­дит в рам­ках всей опе­ры, как герои изме­ня­ют­ся, как изме­ня­ет­ся Пушкин и как он отдаляется от всех».

127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2024 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова