премьера

Б. Бриттен
«Поругание Лукреции»

Опера в двух действиях
Музыкальный руководитель и дирижер Ян Латам-Кёниг
Дирижер Александр Жиленков
Режиссер Екатерина Одегова
Художник Этель Иошпа
Художник по свету Тимофей Ермолин
Драматург Михаил Мугинштейн
Премьера состоялась 26 апреля 2019 г.
Рекомендовано детям старше 18 лет
Новая Опера пред­став­ля­ет первую в сто­ли­це поста­нов­ку выда­ю­щей­ся опе­ры Бенджа­ми­на Бритте­на «Поруга­ние Лукре­ции» (1946). Театр про­дол­жа­ет «англий­скую линию» сво­е­го репер­ту­а­ра: ранее на сцене Новой Оперы шли диптих DIDO (его вто­рая часть  шедевр эпо­хи барок­ко, «Дидона и Эней» Г. Пёрсел­ла) и «Поворот вин­та» Бриттена.
 

«Поруга­ние Лукре­ции»  зна­ко­вое про­из­ве­де­ние в твор­че­стве ком­по­зи­то­ра. Он сочи­нил изу­ми­тель­ную камер­ную опе­ру  в ней задей­ство­ва­ны 8 пев­цов и все­го 13 инстру­мен­тов в оркест­ре! И, хотя ему при­шлось обра­тить­ся к камер­ной опе­ре ско­рее из-за финан­со­вых при­чин, Бриттен очень ценил этот жанр: «Она [камерная опера] дает воз­мож­ность заост­рить вни­ма­ние на пси­хо­ло­гии чело­ве­ка. А ведь имен­но это ста­ло цен­траль­ной темой совре­мен­но­го пере­до­во­го искус­ства». Либрет­то Рональ­да Дунка­на осно­ва­но на одно­имен­ной дра­ме Андре Обе и поэ­ме Уилья­ма Шекспи­ра «Лукреция».

 

Перед нами свое­об­раз­ная прит­ча, глу­бо­чай­шее и одновре­мен­но рафи­ни­ро­ван­ное иссле­до­ва­ние пси­хо­ло­гии чело­ве­ка. Лукре­ция, супру­га рим­ско­го вое­на­чаль­ни­ка Луция Колла­ти­на,  обра­зец доб­ро­де­те­ли и вер­ной люб­ви. Секст Таркви­ний  сын царя Таркви­ния Гордо­го  пыта­ет­ся ее соблаз­нить и, не добив­шись успе­ха, наси­лу­ет. «Древне­рим­ская исто­рия Лукре­ции  важ­ный мотив евро­пей­ской куль­ту­ры (одна из вари­а­ций  кар­ти­на Лукаса Крана­ха-стар­ше­го, 1529). Бриттен укруп­ня­ет тему вво­дом двух Рассказ­чи­ков по образ­цу ста­рин­ных “стра­стей”  дань хри­сти­ан­ской тра­ди­ции. Вмеши­ва­ясь в ход дра­мы, они эмо­цио­наль­но ком­мен­ти­ру­ют дей­ствие, высту­па­ют голо­сом авто­ра, судь­бы и даже внут­рен­ним голо­сом пер­со­на­жей, утвер­ждая доми­нан­ту мора­ли на осно­ве более позд­них, хри­сти­ан­ских цен­но­стей» (Михаил Мугинштейн).

 

Иссле­дуя глу­би­ны под­со­зна­ния, Бриттен под­чер­ки­ва­ет воз­вы­ше­ние чело­ве­ка: отвер­гая наси­лие, Лукре­ция, подоб­но антич­но­му Эдипу, каз­нит себя  это муже­ство истин­ной мора­ли. Так в исто­рии одной жен­щи­ны отра­жа­ет­ся весь духов­ный путь человечества.

 


Екате­ри­на Одего­ва, режиссер:

«Поруга­ние Лукре­ции»  шедевр по фор­ме и содер­жа­нию. Гений Бритте­на создал «Страсти» чело­ве­ка ХХ века (еще один при­мер  «Царь Эдип» Стравин­ско­го). В отли­чие от Баха и Стравин­ско­го, Бриттен кон­цен­три­ру­ет вели­кую про­бле­ма­ти­ку и духов­ную энер­гию пас­си­о­нов (само­го мощ­но­го тра­ги­че­ско­го жан­ра, рож­ден­но­го хри­сти­ан­ской куль­ту­рой) в неве­ро­ят­но интим­ную, камер­ную форму.

Духов­ный путь чело­ве­че­ства и Христа про­пу­ще­ны через хруп­кое тело одной жен­щи­ны  Лукре­ции. Она слов­но чистая сле­зин­ка на Его лице. Не слу­чай­но ее лейт­мо­тив (Lucretia’s chaste / «Честь Лукре­ции»)  бароч­ная рито­ри­че­ская фигу­ра кре­ста. Она сим­во­лич­но обрам­ле­на тема­ми двух муж­чин. У насиль­ни­ка Таркви­ния это нис­хо­дя­щая тема, кото­рая пре­вра­ща­ет­ся в фина­ле пер­во­го дей­ствия в жут­кий шаг тра­ур­ной пас­са­ка­лии: ансамбль Good night  страш­ный миг зати­шья перед ночью, веду­щей Таркви­ния в его оди­но­кий ад. В пар­тии Колла­ти­на, мужа Лукре­ции, вос­хо­дя­щий ход  не что иное, как тема Таркви­ния в обращении.

Проис­хо­дит роко­вая под­ме­на одно­го муж­чи­ны, желан­но­го, дру­гим. Таркви­ний  при­ше­лец, его не жда­ли, но явил­ся он, а том­ле­ние живет в теле Лукре­ции («Лукре­ция рани­ма жела­ни­ем»). Желание дела­ет нас уяз­ви­мы­ми, иде­аль­ность хруп­ка. Желание Лукре­ции-жен­щи­ны не может не вой­ти в роко­вой резо­нанс со все нарас­та­ю­щей похо­тью муж­чи­ны. Добро­де­тель  все­гда самая желан­ная добы­ча для греха.

Изнаси­ло­ва­ние Лукре­ции не есть физи­че­ская схват­ка полов (тело про­иг­ра­но чело­ве­че­ством со вре­мен Эдема, оно  тлен), но борь­ба за душу, за пра­во остать­ся чело­ве­ком. Таркви­ний нахо­дит здесь свой конец и обре­ка­ет душу на веч­ные муки и забве­ние. Лукре­ция начи­на­ет дол­гий мучи­тель­ный путь вос­хож­де­ния к Богу. Ее само­убий­ство  бес­ком­про­мисс­ный шаг обре­те­ния себя, обре­те­ния бес­ко­неч­но­сти духа. Макси­ма роман­ти­ка Новали­са через пол­то­ра сто­ле­тия акту­аль­на вновь: «Смерть  это жизнь после смер­ти. Жизнь уси­ли­ва­ет­ся посред­ством смерти».

 


Событие явля­ет­ся частью про­грам­мы Года музы­ки Велико­бри­та­нии и России, кото­рая про­во­дит­ся Отделом куль­ту­ры и обра­зо­ва­ния Посоль­ства Велико­бри­та­нии в Москве при под­держ­ке Британ­ско­го Совета.

127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2024 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова